Бывший президент Египта, пришедший к власти на волне «арабской весны» в 2012 году, уже отбывает тюремный срок. Ранее он и несколько его соратников по партии «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России) уже были приговорены к смертной казни за поджог и побег из тюрьмы во время «арабской весны» и еще по нескольким статьям.
Сейчас новые власти Египта подозревают Мурси в передаче Катару секретных документов, содержащих информацию о расположении египетских вооруженных сил и политическом режиме страны.
По данным следствия, он передавал документы через представительство телеканала Al Jazeera, который финансируется катарской королевской семьей Аль Тани. Передача якобы осуществлялась через редактора Al Jazeera в Египте, который также был членом исламистского движения «Братья-мусульмане» (деятельность организации запрещена в России).
Одна из главных улик против экс-президента — запись телефонного разговора дочери секретаря Мурси и сотрудника телеканала Al Jazeera. В нем она говорит о том, что передаст журналисту телекомпании какие-то важные документы. Al Jazeera, в свою очередь, отрицает причастность к этому делу. Несмотря на то что из пленки мало что можно понять по существу, близкие отношения между Мурси к катарскими правящими кругами не были ни для кого секретом.
Катар и Турция оказывали финансовую поддержку «Братьям-мусульманам» во время антиправительственных восстаний 2011 года на волне «арабской весны», которые завершились свержением режима Хосни Мубарака. Уже после революции, легализации «Братьев-мусульман» и победы их кандидата Мухаммеда Мурси на президентских выборах, по информации The New York Times, его правительство получило $8 млрд в поддержку от семьи эмира, а Турция предоставила около $2 млрд в долг.
Для Катара организация «Братья-мусульмане» — главная исламистская оппозиционная сила Египта — на протяжении многих лет рассматривалась как партнер в борьбе за влияние в арабском мире.
Однако в 2013 году, когда власть перешла к военным, а место Мурси, одержав победу на выборах, занял Абдул-Фаттах ас-Сиси, отношения Египта и Катара заметно охладели. Место Катара и другого партнера Египта — Турции — заняли ОАЭ и Саудовская Аравия. 7 апреля этого года король Саудовской Аравии прибыл с первым за время своего правления официальным визитом в Египет.
Несмотря на то что политически государства часто расходились, экономически они нашли точки соприкосновения. Египет передал Саудовской Аравии два острова в Красном море, а саудиты, со своей стороны, пошли на заключение контрактов на сумму более $21 млрд. Также ас-Сиси объявил о планах построить мост через Суэцкий канал, который назовут в честь саудовского короля.
Не справился с генералами
Осунувшийся, с мешками под глазами, бывший президент Мурси совсем не похож на упитанного улыбающегося политика, каким он был в период своего президентства. Инженер-ракетостроитель по образованию, многие годы проживший в США, Мурси виделся многим как альтернатива авторитарному лидеру Хосни Мубараку.
После революции 2011 года он сначала был назначен председателем Партии свободы и справедливости, а после победил во втором туре президентских выборов, став первым гражданским президентом Египта.
За год своего правления он не так много успел: посетил Саудовскую Аравию, посодействовал достижению перемирия с Израилем, амнистировал всех участников беспорядков 2011 года (кроме тех, кто обвинялся в убийствах). Одним из направлений его политического курса было уменьшение влияния США на политику Египта.
Несмотря на запрет «Братьев-мусульман» в России, Мурси успел встретиться с президентом России Владимиром Путиным на полях одного из международных саммитов. В то время он говорил, что видит встречу как «прелюдию» к визиту в Россию.
Однако визиту не суждено было сбыться — как и некогда ненавидимый им президент Мубарак, Мурси также пал жертвой народного негодования.
Возмущение оппозиции вызвали законопроекты, которые расширяли его полномочия как президента, наделяя его правом издавать «любые декреты, направленные на защиту революции», а также лишали суды права распускать обе палаты парламента. Через несколько дней Мурси заявил о том, что его указы — лишь временная мера и направлены они на стабилизацию ситуации в стране. Тем не менее в нескольких городах начались демонстрации и акции протеста.
Его политикой не был доволен и Верховный военный совет. Мурси отменил поправки в конституцию, которые наделяли военный совет некоторыми полномочиями президента и парламента. Также Мурси пренебрегал его рекомендациями и всеми силами защищал избранный парламент, большую часть которого занимали его однопартийцы. Позднее он согласился с решением Конституционного совета о роспуске парламента, но это не помогло вернуть расположение.
В день первой годовщины его правления на демонстрации по всей стране вышло более 17 млн человек.
3 июня тогда еще министр обороны Абдель Фаттах ас-Сиси объявил о свержении Мурси и временной передаче его полномочий главе Конституционного суда. На следующий день Мурси арестовали, а на улицы вышли сторонники его политики. В июле и августе продолжалось противостояние между военными, сторонниками и противниками Мурси, что привело к большому количеству жертв среди гражданского населения.
Теперь, когда ас-Сиси прочно управляет страной в качестве президента, политическая система в Египте вернулась к состоянию до событий «арабской весны». Высший генералитет и светская власть представляют собой прочную смычку, а глава государства — самая авторитетная фигура из военных.
Казнить президента
В июле 2013 года генпрокуратура официально выписала ордер на арест бывшего президента и обвинила его по нескольким статьям: измена родине, шпионаж в пользу Катара, побег из тюрьмы, сотрудничество с ХАМАС и «Хезболлой», подстрекательство к убийству демонстрантов и после — за оскорбление судебных властей. Вместе с ним под стражей оказались около 20 видных деятелей движения «Братья-мусульмане».
16 мая ему вынесли смертный приговор по делу о побеге из тюрьмы в 2011 году. Обвиняющая сторона поясняет, что приговор вынесен не за побег, а из-за «серии последующих нападений на полицейские участки, преднамеренные убийства сотрудников силовых структур и другие действия, направленные на подрыв стабильности и территориальной целостности государства».
Эксперты все же сомневаются, что приговор приведут в исполнение. «Это лишь приведет к обострению ситуации, в которое власти Египта не хотят быть втянутыми», — рассказала «Би-би-си» сотрудник центра ближневосточной политики Брукингского института Хишам Хэллер.
Подобного же мнения придерживается и ведущий аналитик вашингтонской экспертной группы Gulf State Analytics Теодор Карасик. По его мнению, это может спровоцировать выступления сторонников бывшего президента. «Суд над Мурси будет бередить старые раны в связи с тем, что Египет по-прежнему бьется в конвульсиях», — говорит Карасик, который тоже считает, что вряд ли смертный приговор будет вынесен.
«Реализовать смертный приговор Мурси означало бы нарушить процессы сближения, которые сейчас продвигаются и стали в приоритете, — рассказал «Газете.Ru» российский дипломат, работавший в Египте, который пожелал сохранить анонимность. — Это было бы не выгодно ни Саудовской Аравии, ни самому Египту. Казнь Мурси лишила бы нынешнее египетское руководство возможности найти компромисс с «Братьями-мусульманами» внутри страны.
Тем более что число их сторонников остается достаточным, чтобы при любом удобном случае дестабилизировать ситуацию.
К тому же «Братья-мусульмане» уже не несут непосредственной угрозы захвата власти и в монархиях Персидского залива».