Надежда Савченко не была этапирована в колонию после приговора и оставалась в СИЗО Новочеркасска Ростовской области. По сведениям источника «Интерфакса», утром в среду борт президента Петра Порошенко прилетел за ней в Ростов-на-Дону. Летчица и боец «Айдара» вернулась в Киев в три часа дня, где в столичном аэропорту Борисполь ее встретили как национального героя.
Часом ранее борт специального летного отряда «Россия» из аэропорта Антонов в Гостомеле приземлился в московском аэропорту Внуково. С трапа к родственникам спустились в куда менее торжественной обстановке Евгений Ерофеев и Александр Александров. Россияне были захвачены украинскими властями в прошлом году в боях в Луганской области. В Киеве их осудили за терроризм и считают действующими бойцами ГРУ. Сами они называют себя служащими народной милиции ЛНР. По документам Минобороны России, к моменту задержания в Донбассе в мае 2015 года они уже несколько месяцев как уволились из армии.
Символично, что для перевозки Савченко из Ростова-на-Дону в Киев и Александрова с Ерофеевым из Киева в Москву президенты обеих стран послали самолеты Ан-148 разработки украинского АНТК имени Антонова.
Кто просил о помиловании Савченко и Александрова с Ерофеевым
По факту произошел обмен, однако, как точно его оформили юридически, до последнего оставалось загадкой. Тема подобного обмена муссировалась еще прошлой весной сразу после задержания россиян. В конце апреля стало известно о политическом решении Кремля и Банковой совершить обмен. Во вторник президент Франции Франсуа Олланд заявил, что вопрос об освобождении Савченко, а также Александрова и Ерофеева был решен в ходе телефонного разговора глав государств «нормандской четверки» ночью 23 мая.
В итоге для Александрова, Ерофеева и Савченко оставались два основных варианта: помилование президентов или экстрадиция для отбывания наказания в другой стране.
Обмен походил на спецоперацию и шел в режиме секретности. О его времени и дате не знали как адвокаты Савченко, так и защитники Александрова и Ерофеева.
Еще на прошлой неделе адвокаты россиян говорили, что попросят Порошенко о помиловании. Адвокат сержанта Александрова Валентин Рыбин рассказал «Газете.Ru», что встречался со своим подзащитным на прошлой неделе. Александров был спокоен, «все понимали, что они скоро поедут домой».
«Это был последний день нахождения ребят в СИЗО. Потом их вывезли в Гостомель, поближе к аэропорту. Ничего сверхсекретного в юридическом механизме нет. Вчера, сразу после вступления приговора в силу, мы подали ходатайство о помиловании. Но сколько технически продлится процесс, не знали. О вылете ребят в Москву узнали, как и вы, из СМИ. Их дальнейшую судьбу комментировать не могу. Все теперь зависит от них самих», — заключил Рыбин.
Информированный источник «Газеты.Ru» в российских властных структурах, в свою очередь, утверждает, что к украинскому президенту обратилась комиссия по помилованию, «которую он сам же об этом попросил».
Что касается Савченко, то с просьбой о ее помиловании к Владимиру Путину обратились вдова специального корреспондента ВГТРК Игоря Корнелюка и сестра звукооператора телеканала «Россия» Антона Волошина. Согласно приговору суда именно Савченко виновна в смерти журналистов как корректировщица обстрелов.
Источник «Газеты.Ru» рассказывает, что женщины написали главе государства письма, в которых говорили, что считают правильным помилование украинской летчицы. Никто, кроме них, по его словам, с просьбой о помиловании Савченко не обращался.
Сам же Путин на встрече с сестрой Антона Волошина и вдовой Игоря Корнелюка в среду поблагодарил их за «позицию». По его словам, «подобные решения, продиктованные прежде всего соображениями гуманизма, приведут к уменьшению противостояния в известной зоне конфликта и помогут избежать подобных ужасных и не нужных никому потерь».
Президент отметил, что еще 23 марта, на следующий день после приговора Савченко, родственники журналистов встретились с Виктором Медведчуком — это близкий к Кремлю лидер общественного движения «Украинский выбор», который представляет Украину в трехсторонней контактной группе по урегулированию в Минске. Медведчук приходится кумом Путину.
Гуманизм в режиме спецоперации
Мотивы российского президента в Кремле объясняют гуманистическими соображениями.
После мартовского приговора Савченко «Газета.Ru» неоднократно пыталась взять комментарий у Екатерины Корнелюк, которая работает арбитражным судьей в городе Салехарде. Однако помощники всегда говорили, что она не дает комментариев ни по поводу гибели мужа, ни по поводу приговора. В день освобождения Савченко помощники судьи вновь ответили «Газете.Ru» той же формулировкой. Также просьбы о комментарии игнорировала Марианна Волошина.
На фото с сайта Кремля родственницы погибших журналистов выглядят подавленными.
Интересно, что в стенограмме на сайте главы государства Путин называет Медведчука по имени-отчеству-фамилии, родственниц погибших журналистов — по имени и фамилии, а у Савченко произносит только фамилию.
Ничего не известно о том, когда и во сколько был подписан указ о помиловании. На сайте Кремля информация о встрече была опубликована в среду в 14.15, а указ — в 14.20, однако в это время Савченко уже находилась в самолете на подлете к Борисполю. Между тем из СИЗО без документов о помиловании или постановления суда о передаче для отбывания наказания в другую страну ее не могли этапировать. Это означает, что встреча с родственниками погибших журналистов и подписание указа могли состояться еще накануне. Во ФСИН не комментируют обстоятельства этапирования Савченко.
Надо сказать, что помилование без ходатайства самого осужденного — это в российской практике достаточно спорный вопрос. В ч. 3 ст. 50 Конституции России говорится, что «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». То есть из Основного закона можно сделать вывод, что обращаться с просьбой о помиловании может только сам заключенный.
Адвокаты Савченко Марк Фейгин и Николай Полозов накануне в очередной раз заявили, что летчица не дала согласия на прошение о помиловании. Соответствующее заявление от нее они выложили у себя в блогах. Защитники обещали ее переубедить, но, видимо, не получилось. В среду на вопрос журналистов в твиттере, было ли прошение со стороны Савченко, Полозов коротко ответил: «Нет».
Между тем в 2012 году в адрес уходящего президента Дмитрия Медведева был направлен ряд обращений с просьбой помиловать Михаила Ходорковского. Тогда глава государства заявлял, что рассмотрения вопроса о помиловании не может быть без обращения самого заключенного. Однако адвокат Генри Резник уверен, что вопрос помилования решается президентом по своему усмотрению: «У меня сегодня маленькая радость: в свое время я вступал в спор по делу Ходорковского с известными коллегами-юристами, говоря, что помилование — это конституционные полномочия главы государства и он не должен ни перед кем отчитываться, по каким причинам кого-либо милует. Осужденный вообще может не обращаться к главе государства с прошением о помиловании! Милосердие выше справедливости».
Возвращение Савченко как национальный триумф
Возвращение Надежды Савченко выглядело как очевидный триумф: цветы, делегации политиков и общественников, толпа репортеров и множество камер. Многие репортеры не смогли попасть в здание терминала и вели трансляцию из-за забора.
Самолет приземлился около трех часов дня, после чего Савченко появилась перед журналистами босой и в футболке с гербом страны. В эмоциональной речи летчица призналась, что не любит цветы, но ее попросили от них не отказываться, и сообщила о готовности отдать жизнь за свою страну.
«Первое, что я хочу вам сказать, — я на свободе. Я хочу попросить прощения у всех матерей, чьи дети не вернулись, а я до сих пор жива. Я хочу попросить прощения у всех матерей, чьи дети сидят в неволе, а я на воле. Я хочу вам сказать: да, я не верну мертвых. Но я всегда готова положить свою жизнь еще раз на поле боя за Украину», — заявила Савченко.
Она села в микроавтобус с сестрой и мамой, затем выскочила и попросила журналистов не подходить близко. После этого направилась в администрацию президента, где состоялась пресс-конференция.
«Это только начало. Потому что мы ждем возвращения домой Солошенко, Афанасьева, Сенцова, Кольченко. Многих украинцев, находящихся сейчас заложниками как в РФ, так и на оккупированной территории. И очень приятно, что сейчас Надежда присоединится к этой борьбе», — заявил президент Петр Порошенко на пресс-конференции и вручил летчице награду.
Как Савченко изменит политический расклад в Киеве
Дальнейшая судьба Савченко теперь — один из самых обсуждаемых украинских сюжетов.
«Дайте мне не скурвиться, дайте не спаскудиться!» — кричала она журналистам в аэропорту. И это подтверждало, что ее история только начинается.
С одной стороны, возвращение летчицы на родину стало хорошим подарком для Петра Порошенко, который отмечает двухлетие пребывания во власти. Сейчас у президента непростая ситуация: доверие украинцев — около 10%, а эффективность работы главы государства, по мнению экспертов, составляет 4,5 балла из 10 возможных. «Оценили в 4,5 балла. Для сравнения: средняя оценка за первый год президентства составляла 5,3 балла», — заявил аналитик фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Алексей Сидорчук.
С другой стороны, на Украину вернулся, возможно, самый неудобный герой в ее истории, что пока не заметно из-за всеобщей эйфории. Хотя Порошенко посылает самолет и подает как личную победу освобождение человека, этот спасенный им человек может стать одной из самых больших проблем для президента.
Все дело в том, что Надежда Савченко, по сути, вытянула в парламент политическую силу Юлии Тимошенко — блок «Батькивщина». Эта фракция в Раде сейчас в оппозиции правительственной коалиции и один из самых последовательных борцов за роспуск парламента.
Досрочных выборов ждали в июне, потом осенью. Сейчас политики Украины начали формировать штабы с перспективой на весну будущего года. Тимошенко в последний момент отказалась от вхождения в правительство и вовсю сражается с действующей властью на беспроигрышном поле повышения тарифов для населения.
Яркая деталь, подхваченная СМИ: Тимошенко по прибытии Савченко пыталась вручить летчице цветы, однако та не приняла букет. Но руку лидеру своей партии Савченко пожала.
Киевский политолог Евгений Магда обращает внимание, что Тимошенко, которая может стать самым крупным бенефициаром возвращения Савченко, спокойно принимала в среду днем участие в «круглом столе» по тарифам в Киеве. Видимо, не подозревала, что возвращение летчицы может произойти именно в этот день, и, очевидно, не участвовала в переговорах.
Политические перспективы Савченко политолог Магда оценивает осторожно. По его словам, она одна из немногих людей, которые «заставили играть Владимира Путина по своим правилам».
«Многое будет зависеть от запроса Украины на свою Жанну д'Арк. Сейчас будет много желающих «примазаться» к славе Савченко. Она прошла испытание войной, пленом, посмотрим, как пройдет испытание политическими медными трубами. Савченко станет катализатором политических процессов конца весны с прицелом на осень. Летом наверняка будет перерыв на физическую и психологическую реабилитацию», — отмечает эксперт.
Для Кремля освобождение Савченко — вопрос щекотливый. А вот для Киева вопрос помилования Александрова и Ерофеева менее сложный, считает украинский политолог Константин Батозский. По его словам, Украина от освобожденных россиян получила все, что хотела, а значит, их помилование по Порошенко не ударит.
«В первую очередь Украина получила демонстрацию участия в войне «военных специалистов из России», как об этом сказал президент Путин. Кроме того, менять Савченко на простых «милиционеров ЛНР» вряд ли стали бы, это тоже для всех понятно.
Только в Украине в рабочий день видеотрансляцию радио «Свобода» из аэропорта Борисполь в пик смотрели 60 тыс. человек. Очевидно, что Порошенко сегодня одержал победу, он вернул героя в Украину», — уверен Батозский.
Что будет с Савченко, станет понятно в первом приближении в ближайший вторник. Сейчас в парламенте неделя работы в комитетах, во вторник Верховная рада выйдет на очередную сессию.
Один из будущих коллег по фракции Надежды Савченко, народный депутат Украины Алексей Рябчин полагает, что в Раде летчица будет заниматься темой освобождения политических заключенных и пленных.
«Как далеко она пойдет, зависит только от нее. Сейчас она возбуждена, ей трудно, давайте дадим ей покой. В нашей фракции есть много опытных людей, которые смогут помочь, научить, передать свой опыт Наде. Сегодня первый день ее свободы, и все теперь будет зависеть в основном от ее желания и усердия. Ей еще предстоит понять, что такое работа и жизнь в Верховной раде. Тут ты один мало что можешь», — рассуждает нардеп.
«Плевок в душу ополчения»
Никто не допускает мысли, что Александров и Ерофеев, равно как и Надежда Савченко, могут содержаться под стражей на родине. Но все равно триумфальное возвращение Савченко разительно контрастировало с полусекретным прилетом во Внуково россиян.
Место приземления оцепили, к трапу пускали строго по спискам: их жен и журналистов госканалов, сообщил спецкор «Новой газеты» Павел Каныгин с места событий. Репортерам позволили только вести съемку, но не задавать вопросы. Никаких комментариев освобожденные россияне не дали.
Все это вызвало недовольство российской патриотической общественности. Представители движения НОД, которые пикетировали здание суда во время процесса над Савченко, еще днем не верили, что обмен состоялся. «Этого не может быть! Нужно проверить, что за источники сообщают об этом! Этого ни в коем случае нельзя допускать», — заявил «Газете.Ru» днем во вторник Алексей Шильченко из НОД.
Прокремлевский эксперт Сергей Марков считает, что по воздействию на общественное мнение освобождение Савченко сравнимо с освобождением скандальной чиновницы Минобороны Евгении Васильевой.
В ополчении обмен Савченко встретили бурным негодованием.
«Я считаю это позором и унижением. Мое частное мнение. Как плевок в душу», — говорит депутат парламента «Новороссии» Евгений Тинянский «Газете.Ru».
Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков также раскритиковал решение российской власти. Он сказал «Газете.Ru», что обмен неравноценен с «моральной точки зрения», поскольку вес Александрова и Ерофеева в российском обществе несоизмерим с весом Савченко в украинском.
«Соответственно, дивиденды будут совершено разные. Украина использует освобождение Савченко для поднятия волны псевдопатриотической украинской истерики, а [российская] власть не сможет извлечь из этого практически ничего», — заключил собеседник.
«Если обмен ради спасения ребят, то скрепя сердце, но одобрят», — прокомментировал реакцию ополченцев самопровозглашенных республик один из офицеров армии ЛНР.
На суде Александров и Ерофеев говорили, что они бойцы народной милиции ЛНР, а не действующие российские военные. Однако после завершения обмена ни власти ЛНР, ни лидеры ДНР комментариев по этому поводу не давали. Вместо этого глава ДНР Александр Захарченко назвал условия воссоединения с Украиной.
Пресс-секретарь российского президента Песков уточнил, что в графике президента Путина встречи с Александровым и Ерофеевым нет.
«Потребуется пропагандистский постпродакшн»
Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ большинство россиян — противники освобождения Савченко. Каждый второй россиянин (47%) считает, что глава российского государства не должен как-либо вмешиваться в судьбу обвиняемой после вынесения приговора. 28% респондентов полагают, что президент России мог бы дать согласие на обмен Савченко на россиян, находящихся в украинских тюрьмах. И только 2% считают Савченко достойной помилования президента. Не верят в ее виновность лишь 4%.
45% респондентов ВЦИОМ в марте согласились с тем, что Савченко cкорее «крайняя националистка, ненавидящая Россию», нежели «солдат, выполнявший свой долг» (18%) и еще менее — жертва обстоятельств (6%).
Несмотря на недовольство патриотов и противоречие решения Кремля, социологи и эксперты сходятся во мнении, что при правильной информационной подаче власть избежит репутационного ущерба.
«Обмен будет легко интерпретировать как очередной успех отечественной дипломатии, «одним махом опрокинувшей построения западной пропагандистской машины, пытавшейся изобразить Россию агрессором». Шаг к разрядке напряженности будет с облегчением воспринят начавшим уставать от противостояния российским обществом», — рассуждает политолог Аббас Галлямов.
Однако он считает, что большинство высказывалось против помилования и обмена, потому что в тот момент считалось, что именно такая точка зрения является правильной и патриотичной. «После того как по ТВ скажут, что «русские вообще-то очень гуманная и миролюбивая нация», большинство быстро изменит свою позицию. В России политическая целесообразность всегда была выше права», — полагает эксперт.
Политолог Михаил Виноградов говорит, что освобождению Савченко потребуется «пропагандистский постпродакшн»: «Самый логичный вариант — завалить зрителей морем интерпретаций, чтобы запутать его картину, создать ощущение, что дело Савченко — это не что-то очень справедливое или что-то ужасное, а какая-то непонятная ерунда.
Примерно так было сделано после уничтожения малайзийского «Боинга», и это оказался удачный опыт».
Последствия для «Минска-2» и перспективы новых обменов
Среди украинских политологов популярна теория о том, что обмен как-то связан с проведением выборов в ЛДНР, ведь пока вопрос проведения согласованной с Украиной и ОБСЕ кампании буксует.
На Западе происшедшее также рассматривают как способ форсирования минских соглашений. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини написала в твиттере, что Евросоюз празднует возвращение Надежды Савченко вместе с Киевом. А глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер считает, что обмен способствует реализации минского процесса.
Однако источник в Кремле более пессимистичен и не уверен, что обмен сможет сдвинуть с мертвой точки окончательно забуксовавший процесс согласования выборов в Донбассе.
В Москве пока надеются, что Украина все же пойдет на процедуру обмена всех на всех. Хорошие новости в этой сфере есть. На нынешней неделе может решиться судьба еще двух украинцев, отбывающих наказание в России и считающихся Киевом политзаключенными. Об этом сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Виктора Медведчука Олег Бовавин. По его словам, Медведчук сейчас находится в Москве и ведет переговоры по освобождению Юрия Солошенко (осужден за шпионаж в пользу Украины) и Геннадия Афанасьева («дело крымских террористов»).