Считается, что одной из первых праймериз провела Антимасонская партия, существовавшая в США в 1820–1930-е годы и ставшая первой в политической истории «третьей» партией. В то время за голоса избирателей боролись Демократическо-республиканская и угасающая Федералистская партии.
Исчезнувший капитан
Неожиданная популярность третьего игрока, кандидаты которого стали губернаторами в Вермонте и Пенсильвании, связана с таинственным исчезновением Уильяма Моргана, называвшего себя капитаном и участником Англо-американской войны 1812 года. Работавший в каменоломне мужчина много пил, слыл безответственным и ленивым человеком.
Некоторое время он состоял в масонской ложе, но затем вольные каменщики заподозрили Моргана в махинациях
при вхождении в братство. Отвергнутый экс-масон зарегистрировал авторские права на книгу, в которой грозил раскрыть информацию о ритуалах и секретах масонства, публикацию которой некоторые участники ложи посчитали угрозой для тайной организации. В сентябре 1826 года Уильяма Моргана арестовали за неуплаченный долг, после чего отправили в Ниагарский форт. О дальнейшей судьбе капитана ничего не известно, поэтому соратники заявили, что его в отместку убили масоны.
Так достаточно запутанная история человека с плохой репутацией приобрела политический характер,
исчезновение Моргана использовали против участвовавшего в выборах действующего губернатора Нью-Йорка Девитта Клинтона, одновременно возглавлявшего Нью-Йоркскую великую ложу и входившего в главный капитул высших масонских степеней. Клинтона в итоге переизбрали, но созданная на скандальной волне Антимасонская партия быстро завоевала доверие избирателей, а многие члены масонских лож, подобно Моргану, публично разоблачали секреты братства вольных каменщиков.
В конце 1831 года в Балтиморе прошла конференция Антимасонской партии, на которой впервые в истории избрали кандидата в президенты при широком обсуждении на национальном съезде, а не назначили небольшим кругом партийцев-конгрессменов. Именно балтиморская конференция и стала, по сути, прародителем нынешних праймериз. К слову, избранный на ней кандидатом Уильям Вирт, 12 лет занимавший пост генпрокурора США, в прошлом был масоном и выборы проиграл — его поддержали 7,78% избирателей.
Марафон в сто туров
Сегодня в Америке президентскими праймериз называют как непосредственно праймериз (прямые тайные выборы партийного кандидата), так и более традиционные кокусы (диспут кандидатов, по итогам которого участники голосования присоединяются к одной из групп).
Если на праймериз избиратель в большинстве случаев приходит уже со сформировавшимся решением, то в ходе кокуса под влиянием выступлений он может перейти в другую группу. Обязательное условие: каждый житель штата участвует в праймериз только одной партии, если это правило будет нарушено, национальный партийный комитет может аннулировать итоги голосования. Получается, что
президентские выборы в США — длительный марафон от штата к штату, который может продолжаться больше года.
Именно из-за длительности и сложной системы, включающей коллегию выборщиков и группы по сбору средств для кандидатов, праймериз не получили широкого распространения, но внутрипартийное голосование последние несколько лет проводится ведущими партиями как в Латинской Америке, так и в европейских странах.
Шанс есть всегда
По другой модели приживаются праймериз в России. Первые в отечественной политической истории внутрипартийные выборы прошли по инициативе «Единой России» перед выборами в Госдуму 2007 года. Инициативу партии власти тогда
многие восприняли скептически: мол, процесс предварительного голосования постановочный, а партийные элиты в регионах (они же элиты политические) не допустят рядовых активистов до определения реального кандидата.
Действительно, из-за использования административного ресурса в ряде субъектов праймериз сложно назвать объективным внутрипартийным голосованием. Так, на выборах в Мосгордуму-2014 нескольких кандидатов «Единой России», победивших в праймериз, в итоге не оказалось в партийном списке.
В 2011 году на тот момент премьер-министр и председатель партии Владимир Путин отменил результаты праймериз «Единой России» и ОНФ в приморских городах Находке и Артеме после жалобы местных активистов на фальсификацию результатов внутрипартийного голосования в пользу кандидатов, продвигаемых местными чиновниками.
Подобные примеры есть и в других регионах, что очевидно доказывает:
если на местах работают действительно неравнодушные активисты, пользующиеся поддержкой жителей, то они могут добиться реальной победы на внутрипартийном голосовании.
Естественно, встретив сопротивление местных элит и выдержав серьезную конкуренцию. «Очень хорошо, что скандалы есть. Это значит, что идет реальная конкурентная борьба», — комментировал очередные новости о нарушениях на праймериз секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
Выдвижение кандидатов — отдельная тема. Не секрет, что многие из претендентов зависимы от местной власти и выполняют декоративную роль массовки. Об этом могут свидетельствовать пустые разделы «Мои предложения» и «Календарь агитационных мероприятий» на странице кандидата на официальном сайте предварительного голосования. Понятно, что к политической борьбе такие претенденты отнеслись крайне формально — или будучи уверенными в своей победе, или понимая, что победа им не светит.
Зато во внутрипартийном списке присутствуют активисты, достаточно ответственно подошедшие к предстоящим выборам,
они не только разработали программу с конкретными предложениями, но и ведут широкую агитацию как на городских улицах, так и в соцсетях.
Дошло, например, до того, что сторонники КПРФ в Краснодаре на своих ресурсах призвали голосовать на праймериз за кандидата «Единой России», составившего реальную программу и проходящего по одному участку с выдвинутым на праймериз главой краевой столицы.
Так что и в историческом контексте, и в нынешних отечественных реалиях праймериз, завися от многих факторов (партийное давление и административный ресурс никто не отменял даже в США), сохраняют шанс на выдвижение кандидатов, заручившихся реальной поддержкой рядовых жителей. Причем не благодаря, а вопреки партийной номенклатуре.
Естественный отбор
В 2011 году на заседании координационного совета ОНФ Владимир Путин попросил коллег обсудить предложение об обязательных праймериз во всех партиях, внеся необходимые поправки в закон. КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР восприняли предложение без энтузиазма.
«Праймериз — это в США, а у нас это называется «отбор». По-русски — это выбирать. Навязывать какие-то формы отбора кандидатов в депутаты не надо. Главным должны быть свободные честные выборы», — прокомментировал тогда председатель ЛДПР Владимир Жириновский. Бессменный лидер либерал-демократов уточнил, что кандидатов на депутатский мандат нужно отбирать годами, а не за несколько месяцев перед выборами, как это делает «Единая Россия».
К слову, около месяца назад депутаты Госдумы от ЛДПР Ирина Чиркова, Роман Худяков и Дмитрий Носов подали документы на участие в праймериз, заявив о давлении внутри партии.
Примерно так же отреагировали на предложение ввести внутрипартийные праймериз и в КПРФ. Первый заместитель председателя ЦК Компартии Иван Мельников заявил, что от подобных предложений «вся партийная система России должна быть в легком шоке». Коммунист заверили, что в их партии и без того отработана «давно проверенная система отбора кадров для выборов».
На тот момент председатель «Справедливой России» Николай Левичев, как и его коллеги по законодательной работе, назвал предложение об обязательных праймериз вмешательством в жизнь партии, а саму процедуру — инструментом сомнительной ценности.
Стоит отметить, что американскую систему внутрипартийного голосования в России помимо единороссов активно использует внесистемная оппозиция. У системной оппозиции праймериз пока не прижились.