«Два года — это небольшой срок, но только богу известно, что произойдет за это время, — рассказал президент Зимбабве Роберт Мугабе в интервью ряду японских изданий. — Если я буду в форме, я выставлю свою кандидатуру. Если нет — не выставлю. Но мой народ хочет, чтобы я баллотировался, и уже зарегистрировал меня кандидатом на 2018 год». С понедельника Мугабе находился с пятидневным визитом в Японии.
По словам 92-летнего президента, сейчас он чувствует себя достаточно хорошо, чтобы в случае победы в 2018 году отслужить Зимбабве еще пять лет. Согласно конституции страны, после текущего срока Мугабе впервые придется взять перерыв в своем президентстве. Между тем на данный момент среди политической элиты Зимбабве нет представления, кто может заменить Мугабе и одновременно не дестабилизировать страну. Единственный потенциальный наследник Мугабе — его жена Грейс.
Сегодня в Зимбабве сложилась политическая система, у которой есть немало параллелей с Россией. Мугабе — президент, который определяет все развитие страны и без которого нынешнюю систему практически невозможно представить. Он возглавляет «партию большинства» — ЗАНУ-ПФ (Африканский национальный союз Зимбабве – Патриотический фронт). До сих пор у нее нет реальных политических конкурентов.
«Между происходящим в двух странах можно провести параллели. Это и существенная концентрация власти вокруг президента, и поиск внешнего врага для концентрации электората. В Зимбабве приняты схожие с российскими законы, ограничивающие действия НКО, которые получают финансирование из-за рубежа», — рассказал «Газете.Ru» Эльдар Салахетдинов, научный сотрудник Института Африки РАН.
Опыт Зимбабве, где процессы концентрации власти развиваются дольше, может быть полезен сегодня, в ситуации углубляющегося экономического кризиса в России, считает Салахетдинов. Дело в том, что режим Мугабе уже пережил тяжелый удар по экономике, который заставил власть существенно изменить правила игры.
В России же этот период только начинается — в результате резкого падения цен на нефть в 2015 году Кремль вынужден сокращать расходную часть бюджета и вырабатывать новую систему взаимодействия с бизнесом, требующим более либеральных подходов.
«Единая Зимбабве»
Мугабе правит страной с 1980-х годов, когда он стал сначала премьером, а после — президентом. В то время он был одним из главных революционеров, который заслужил почет и уважение несгибаемой борьбой за освобождение Родезии (бывшее название Зимбабве) от колониального владычества Великобритании. Мугабе всегда высказывался о демократии как о ширме, которой пользовались колониальные западные власти для отвлечения населения от реальной политической борьбы.
К 1987 году он избавился от серьезных политических конкурентов и стал безраздельным правителем Зимбабве. Его земельные реформы провалились, однако это мало отразилось на поддержке партии Мугабе ЗАНУ-ПФ. Она позиционирует себя единственной защитницей бедных слоев населения, в основном проживающих в сельскохозяйственных регионах страны. Кроме того, ЗАНУ-ПФ объединяет представителей титульного этноса Зимбабве — шона.
Экономический кризис в стране начался в 2000 году и достиг пика во второй половине 2000-х. В 2009 году в стране был голод, а инфляция достигала 300 млн процентов в год. В итоге Мугабе пошел на беспрецедентные уступки оппозиции.
Президент заключил в 2008 году Глобальное политическое соглашение со своим главным противником Морганом Цвангираем, главой Движения за демократические перемены (ДДП). В рамках соглашения лидер Зимбабве восстановил пост премьер-министра, до известной степени открылся Западу и провел согласованные с оппозицией либеральные реформы, впоследствии снявшие напряжение с экономики.
Впрочем, политическую хватку Мугабе не потерял. По соглашению, в том же году в Зимбабве прошли внеочередные президентские выборы. В первом туре победил Цвангирай. В ответ Мугабе заявил, что отстранить его от власти может только бог. Видимо, именно он помог политику. Цвангирай без очевидных причин отказался участвовать во втором туре, только заявив о «давлении со стороны властей». Чуть позже оппозиционер согласился занять пост премьера, подчиняющегося президенту. Таким образом Мугабе «приручил» оппозицию, преодолел кризис и сохранил власть.
В 2013 году Зимбабве сделала еще один либеральный шаг, изменила свою конституцию, наконец ограничив возможность президента переизбираться. Теперь глава государства не может занимать свой пост более двух пятилетних сроков подряд.
На данный момент Мугабе, кажется, удовлетворен этим результатом. Он без стеснения говорит о своем возрасте и, похоже, считает, что власть до 2023 года наконец удовлетворит его амбиции как политика.
Тьма после Мугабе
«На вопрос, почему Мугабе так долго остается у власти, нет объективного ответа, — считает Салахетдинов. — У человека, так долго возглавляющего страну, меняется взгляд на мир». Сам Мугабе на этот вопрос отшучивается. Например, предлагает задать тот же вопрос королеве Великобритании Елизавете II, которую, кстати, британцы не выбирали (в отличие от Мугабе).
«Главная причина в том, что Мугабе никому не доверяет, — считает Ирина Филатова, профессор университета КваЗулу-Натал (ЮАР) и ГУ-ВШЭ. — В ЗАНУ-ПФ есть немало крепких политиков, которые могли бы возглавить Зимбабве. Однако Мугабе предпочел удалить их из высших эшелонов, понимая, что, как только кто-то из них придет к власти, от него избавятся. Неудивительно поэтому, что в Зимбабве всерьез обсуждают, что следующим президентом станет жена Мугабе».
Между тем главный вопрос в том, выдержит ли ЗАНУ-ПФ смену лидера. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уверены, что оппозиция сегодня не сможет взять бразды правления в свои руки: после договора с Мугабе она стала «системной» и уже не способна аккумулировать протестный электорат.
«Согласиться войти в состав правительства в 2009 году было главной ошибкой Моргана Цвангирая и всей оппозиции, — рассказала Филатова. — Мугабе удалось вовлечь оппозицию во власть и полностью разбить некогда сильное политическое движение на своем поле».
По мнению собеседницы «Газеты.Ru», ключевой вопрос нынешней ситуации — насколько монолитной останется ЗАНУ-ПФ. «Уже сейчас ощущается, как партия раскалывается на противоборствующие фракции, которые собираются бороться за «наследство» Мугабе, — считает Филатова. — Насколько мирно завершится этот процесс, неясно».
В марте бывший вице-президент Зимбабве Джойс Муджуру объявила о создании новой оппозиционной партии под названием «Народ Зимбабве прежде всего». По словам Муджуру, ее движение «перевернет политику Зимбабве» и станет уверенным претендентом на решающую роль в стране.