В понедельник стартовал российский форум «Интернет-экономика». На площадке «Интернет и общество» участники обсудили, что важнее: интернет-грамотность населения или интернет-мышление ответственных за государственные и муниципальные услуги.
Дискуссия началась с выступления председателя комитета Госдумы по информационной политике Леонида Левина. Он представил индекс цифровой грамотности от Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). Показатель отображает, насколько население России вовлечено в интернет. Суммарный рейтинг складывался из субиндексов цифровой безопасности (способность противостоять киберугрозам), цифровой компетенции (знания человека о возможностях в интернете), цифрового потребления (электронный способ покупки товаров и услуг) и т.д.
Из доклада выяснилось, что однозначным лидером по цифровой грамотности является Северо-Западный федеральный округ, на втором месте — Центральный федеральный округ, на третьем — Дальневосточный. Главным аутсайдером оказался Крым. «Понятно, что здесь цифровая среда формировалась в рамках другого государства. И потребуется время, чтобы Крым вышел на равные с другими субъектами», — переложил Левин проблемы цифровой грамотности на Украину. Впрочем, добавил он, по пользованию соцсетями крымчане не слишком отстают от других россиян.
Есть проблемы и в других регионах. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе хоть и высокий уровень наличия цифровых устройств у населения, зато низкий уровень компетенций в электронном потреблении услуг.
То есть компьютеры и ноутбуки у людей есть, а вот различными услугами в интернете они почти не пользуются.
В Приволжском федеральном округе, как оказалось, невысокий уровень компетентности в области «критического восприятия и проверки информации в интернете».
Напоследок Левин пообещал, что с выявленными недоработками будут заниматься, а рейтинг будет обновляться ежегодно, чтобы зафиксировать, какие проблемы решить удается, а какие нет.
Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов считает, что общественные организации в сети работают пока не очень хорошо. «Не более 30% имеют хоть какое-то подобие сайтов. А качественно ведут пропаганду своей деятельности и продвигают свои проекты еще меньше активистов. С чем это связано? С отсутствием знаний», — вынес вердикт общественник.
Коснулся Бречалов и темы информационной борьбы. По его словам, сейчас интернет-пространство заполнено информацией с негативным содержанием, что, конечно же, нехорошо.
«Возьмем послание Путина федеральному собранию? Как реагировало интернет-сообщество?
По нашим базам данных, тех, кто поддерживает политику президента, больше, но интернет-пространство заполнено информацией с негативным содержанием», — объявил секретарь ОП РФ и пообещал повышать грамотность активистов на базе корпоративного университета ОП РФ.
«Нужны программы повышения цифровой грамотности. Целевой аудиторией не должны быть школьники, должны быть и бизнесмены! Для них цифровая грамотность — один из важнейших инструментов повышения своей эффективности», — считает и гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Он также предлагает не забывать о госорганах и ввести KPI по развитию интернет-грамотности для глав регионов.
Первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, который присутствовал на форуме, призвал не забывать, что нужно не только повышать грамотность населения, но и самим развивать сервисы в этой области, особенно на муниципальном уровне, чтобы в том числе бороться с бюрократическими проволочками.
«На том же муниципальном уровне в Центральной России можно назвать регионы, где при наличии высокой грамотности у населения муниципальные услуги в электронном виде не получили достаточного развития, — констатировал Володин. — Эта тема требует анализа и оценки. В сфере же муниципальных услуг пока приходится стоять «по старинке» в очередях».
Представитель национального центра информатизации Дмитрий Сатин рассказал, как один гражданин обратился в службу судебных приставов, чтобы уладить свою проблему. Сначала виртуально — через соответствующий электронный сервис — и параллельно «по старинке», в реальном мире. В итоге вопрос решил «по старинке», а через 30 дней получил ответ от соответствующей инстанции по поводу электронного запроса. «Ваше обращение мы рассмотреть не можем, — сообщали гражданину. — Потому что оно не подписано подписью, а по нашим регламентам на нем должна стоять физическая подпись».
«Уж лучше бы не писали, потому что такой ответ дискредитирует концепцию электронного правительства», — возмутился Сатин.
Володин сравнил некоторые интернет-сервисы с «мертвым языком». «Общество не будет учить умерший язык, оно будет учить тот интернет-язык, который помогает ему в жизни», — сказал он. А когда в сфере государственных услуг появятся удобные сервисы, люди сами повысят свои навыки в интернете, считает Володин. В пример он привел развитие электронных услуг в налоговой сфере, где с помощью интернета граждане могут узнавать о состоянии своих дел и оперативно оплачивать налоги. «Когда начнем оценивать интернет-мышление тех, кто ответствен за развитие этих сфер, они будут быстрее развиваться и приходить к людям, и люди начнут учить этот язык», — заключил первый замглавы администрации президента.