Южнокорейский дипломат Пан Ги Мун, занимавший пост генсека ООН с 2007 года, через год покинет свой пост. Улыбчивый и мягкий в общении кореец не обладает харизмой, однако известен как мастер лавирования, что помогло ему переизбраться на второй срок. В МИД Кореи, где он работал до избрания, Пан Ги Мун получил прозвище Бюрократ, причем это прозвище в зависимости от отношения собеседников несло как положительный, так и отрицательный оттенок.
Несмотря на то что многие международные эксперты отмечают, что ООН теряет свои политический вес, эта организация по-прежнему играет ведущую роль в поддержании мирового баланса. Ее главный инструмент — Совет Безопасности ООН, постоянными членами которого являются Россия, Великобритания, Франция, США и Китай.
Полный список претендентов на пост главы ООН будет сформирован весной, однако имена возможных кандидатов уже известны.
Ожидается, что новым главой ООН станет представитель Восточной Европы. Это будет прецедент, так как представители этой части Европы никогда не стояли у руководства ООН.
«Находившиеся на обочине во время «холодной войны», эти страны считают, что они заслужили уважение за свой успех по превращению самих себя в сильные национальные государства. Что может быть лучше для расставания с прошлым и подтверждения своего нового статуса, чем получение главного дипломатического поста мира?» — задается вопросом Financial Times.
Стоит отметить и другой любопытный факт: впервые большинство претендентов на пост главы ООН — представительницы прекрасной половины человечества. Согласно разным источникам, за должность генсека ООН будут соревноваться глава МИД Хорватии Весна Пусич, от Литвы — президент Даля Грибаускайте, от Чили — бывшая президент Мишель Бачелет, от Канады — администратор программы развития ООН Хелен Кларк, от Дании — премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт.
В списке также две представительницы Болгарии — международный дипломат Кристалина Георгиева, в настоящее время комиссар ЕС, а также генсек ЮНЕСКО Ирина Бокова.
Россия не будет выдвигать своего представителя в качестве кандидата, однако, по косвенным признакам, в стране уже определились с фаворитом — это Ирина Бокова, которую ранее выделил в своем интервью постпред России при ООН Виталий Чуркин.
В интервью ТАСС в сентябре Чуркин сказал, что Россия поддерживает представителей «восточноевропейской группы», и при этом осторожно выделил именно Бокову. «На мой взгляд, это очень достойные люди, которые могут возглавить организацию, — сказал Чуркин. — Есть среди них и женщина, Ирина Бокова. Судя по всему, еще появятся женщины-кандидаты, так что, я думаю, в итоге все будут довольны».
Интерес к кандидатуре Боковой со стороны российских официальных лиц вполне объясним. Карьерный дипломат, работавшая в международных организациях еще во времена социалистической Болгарии, она хорошо знакома многим в России, окончила МГИМО, главную кузницу российской дипломатии.
«Она высококлассный специалист, настоящий дипломат, и у нее биография человека, которая не вчера пришла», — говорит экс-заместитель главы ООН Сергей Орджоникидзе. Он познакомился с Боковой еще во время работы в Женеве и отмечает ее безупречное владение русским языком. — Она по-русски говорит так, что не сразу поймешь, что она нерусская. Любой, кто учился в России, не может быть равнодушен к нашей стране».
Известно, что поддержкой России в выдвижении своей кандидатуры хочет заручиться и соотечественница Боковой комиссар ЕС Кристалина Георгиева. Однако в российских политических кругах отмечают, что Георгиева не дипломат, а экономист. В России также крайне негативно относятся к тому факту, что Георгиева поддерживала антироссийские санкции. Кроме того, она очень тесно связана с Джорджем Соросом, поддерживает с ним дружеские отношения. По информации, имеющейся у «Газеты.Ru», все эти соображения были доведены российскими дипломатами до болгарского руководства.
Среди женщин — кандидатов от представителей Восточной Европы есть и еще одна дама, которая, так же как и Бокова, прекрасно владеет русским, это президент Литвы Даля Грибаускайте. Однако кандидатура литовского лидера, которая в советские годы начинала карьеру на меховой фабрике в Ленинграде, не слишком нравится МИДу.
Один из высокопоставленных российских дипломатов вспоминал, что Грибаускайте, которая в начале президентства посылала сигналы об улучшении отношений с Россией, проводит теперь противоположенную политику.
Среди кандидатов на пост главы ООН есть и мужчина — экс-президент Словении Данило Турк, у которого, в отличие от многих других кандидатов, есть большой опыт работы в ООН в качестве представителя Словении, а затем в качестве помощника генсека ООН по политическим вопросам. Турк, с которым корреспондент «Газеты.Ru» мог пообщаться во время недавней международной конференции в Бухаресте, поразил многих участников встречи прекрасными манерами и эрудицией. Он также говорил о необходимости наладить отношения с Россией.
Турк, который преподает в США, имеет хорошие контакты в американских политических кругах и может заручиться их поддержкой. США пока прямо не заявили о поддержке кого-либо из кандидатов, однако такие союзники Вашингтона, как Украина и Литва, заявили, что хотят видеть на посту генсека ООН критика России.
«Сейчас мы видим, как постоянный представитель Совета Безопасности осуществляет агрессию по отношению к Украине, — заявил на прошлой неделе глава МИД Украины Павел Климкин. — Так что нам нужен настоящий лидер, настоящая личность, которая сможет вывести ООН обратно к ее принципам».
Украинские позиции в ООН не самые слабые, ведь эта страна, правда в качестве советской республики, имела отдельное членство в ООН, что помогло ее руководству наработать немало связей в организации.
Отношение же самих США к ООН часто зависит от того, кто занимает кресло в Белом доме. Если Барак Обама с уважением относится к этой организации, то его предшественник республиканец Джордж Буш ООН не очень жаловал.
Требуется человек компромисса
Процедура избрания генсека ООН — это сложный процесс переговоров и согласования между членами Совбеза ООН, которые, будучи крупными игроками, не хотят видеть во главе ООН слишком сильных и самостоятельных игроков. Совбез обладает сильнейшим авторитетом, и Генассамблея ООН лишь однажды пошла против его воли, когда проголосовала за продление полномочий тогдашнего генсека ООН Трюгве Ли.
Трюгве Ли, норвежский дипломат и друг Льва Троцкого, проявлял себя как независимый деятель к частому неудовольствию как США, так и СССР. Политик становился мишенью для советских карикатуристов, которые сопровождали его изображения залихватскими стишками; «Трюгве Ли, Трюгве Ли, до чего ООН вы довели».
Специалист в области международной безопасности Виктор Мизин, работавший в ООН, вспоминает, что в 1970-е годы в советской дипломатии отношение к посту генсека ООН не было столь значительным. «Нас учили, что эта должность скорее техническая, а главным органом является Совбез ООН», — вспоминает Мизин.
Отношение к фигуре генсека изменилось после прихода в организацию Хавьера Переса де Куэльяра в 1982 году. Этот дипломат из Перу пользовался уважением советского руководства, а его фамилию не произносили разве что в передаче «Спокойной ночи, малыши».
При этом, вспоминая времена знаменитых генсеков прошлых лет, дипломаты напоминают, что генеральный секретарь ООН не самостоятельная фигура, а человек, претворяющий в жизнь решения всех стран — членов ООН. Экс-замглавы ООН Сергей Орджоникидзе отмечает, что «мандат генсека ООН» детально не прописан и многое будет зависеть от личности будущего главы организации.
В качестве примера он приводит генсека ООН Дага Хаммаршёльда, погибшего в авиакатастрофе в Южной Родезии. Покойный дипломат отличался самостоятельностью и стоял у истоков создания миротворческих войск ООН. Среди других «крайне независимых» лидеров ООН Орджоникидзе отмечает и египтянина Бутроса Бутрос-Гали. «Он был реально самостоятельным генсеком, и это вызывало раздражение», — вспоминает дипломат.
Однако новый генсек ООН, кем бы он ни был, вряд ли будет обладать харизмой Бутроса Бутрос-Гали или Кофи Аннана. Можно предположить, что он или она будет, скорее, «эффективным менеджером», который станет дипломатически лавировать между членами Совбеза ООН.
Впрочем, экс-сотрудник ООН Мизин напоминает, что сегодня, когда мир находится в кризисной ситуации, фигура генсека совсем не «техническая».
«Когда мы наблюдаем расколы Совбеза по важным политическим вопросам и России приходится налагать вето на многие проекты резолюций, роль генсека возрастает, — считает Мизин. — Он становится важным инструментом для поиска компромисса».