В последние месяцы Алексей Кудрин не один раз бывал у президента Путина и, очевидно, смог донести до него, что ситуация в экономике требует серьезных экономических шагов. Источники «Газеты.Ru» так и говорят: «Кудрин идет заниматься реформами».
Вместе с тем никто не может с точностью назвать возможную должность финансиста.
По одному из сценариев, он может быть назначен еще одним первым замглавы администрации наряду с Алексеем Громовым и Вячеславом Володиным. Однако, по словам источников, и Громов, и Володин делают все для того, чтобы этого не случилось.
Другой сценарий — Кудрин становится советником президента, однако тогда он оказывается, по сути, между двух огней: ныне действующим советником Сергеем Глазьевым и помощником главы государства Андреем Белоусовым, которые также занимаются экономикой.
«На такое он (Кудрин. — «Газета.Ru») не пойдет, потому что тогда ничего не сможет делать», — убеждены собеседники «Газеты.Ru» в окружении экс-министра финансов.
Есть также третья версия — создание некоего центра реформ при президенте. Этот сценарий также имеет свои трудности, поскольку при президенте уже есть Академия народного хозяйства и госслужбы во главе с Владимиром Мау. Кроме того, к администрации приближена Высшая школа экономики во главе с Ярославом Кузьминовым. Наблюдательный совет ВШЭ возглавляет Вячеслав Володин.
«Кудрин меньше чем на главу администрации президента не согласится», — в свою очередь, уверен собеседник во властных структурах. Такой сценарий, полагает он, вряд ли можно считать реальным.
Вместе с тем сразу насколько источников уверяют, что вопрос назначения Кудрина — лишь дело времени и формулирования для него должности и полномочий. По некоторым сведениям, Кудрин уже максимально дистанцируется от всех политических аспектов деятельности КГИ, минимизирует контакты с теми, кто больше занят политикой, а не экономикой, предупреждает, что перестает быть главой КГИ и сопредседателем оргкомитета Форума гражданских инициатив, становясь лишь рядовым членом.
Источники, близкие как к АП, так и к Кудрину, убеждены, что Путин не может не понимать всей серьезности экономической ситуации в России. Если такие сведения и не дают ему в полной мере штатные советники, то о реальной ситуации в экономике и о том, что правительство делает из рук вон мало, главе государства рассказывают те, кто имеет периодический регулярный доступ к нему, прежде всего тот же Кудрин и глава Сбербанка Герман Греф.
Возможно, считают эксперты, Кудрину и Грефу удалось убедить президента в том, что от правительства радикальных шагов ждать не стоит и нужен центр реформ либо внутри президентских структур, либо очень близко к ним. Источники говорят, что именно в эти дни обсуждается структура для Кудрина. При этом всем очевидно: если экс-министр финансов получит статус помощника или советника президента, а его штат будет вынесен за пределы властных институтов, любые документы, подготовленные этой структурой, будут иметь не более чем рекомендательный характер. Их мало кто прочитает, не говоря уже об исполнении.
Собеседники «Газеты.Ru» считают, что назначение может состояться либо до послания президента (Путин с ним выступит 3 декабря), либо вскоре после оглашения.
Пресс-секретарь Кудрина Павел Кузнецов, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментариями, заявил, что не комментирует информацию.
Алексей Кудрин покинул пост министра финансов в сентябре 2011 года после конфликта с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. После ухода из правительства Медведев и Путин предлагали Кудрину, как рассказывал сам экс-чиновник, возглавить Центробанк. Однако получили отказ. В апреле 2012 года Кудрин возглавил созданный им Комитет гражданских инициатив.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин уверен, что возможное возвращение Кудрина во власть и повышение его роли «было бы благом».
«Кудрин — один из наиболее близких ко мне людей по образу мышления и понимания обстановки в стране. Мы единомышленники», — говорит Ясин.
«С моей точки зрения, все разговоры, что мы достигли дна и вот-вот начнем подниматься, — это слишком оптимистические утверждения. Сам я по натуре оптимист, но в этой ситуации не могу придерживаться оптимистических взглядов относительно экономики. Я полагаю, что у Кудрина примерно такие же взгляды», — отмечает он и поясняет, что это будет самым прямым образом влиять на те предложения, которые будут исходить от экс-министра финансов.
Что касается оценки Кудриным экономической ситуации, то она действительно далеко не радужная. В следующем году экс-чиновник ожидает, с большой вероятностью, продолжения рецессии с падением ВВП на 0,5–1%. В более отдаленном будущем рост не превысит полутора процентов, и это «главный вызов России», отмечал он. Кудрин также постоянно критикует правительство за слабые темпы реформ в целом и по отдельным моментам в частности. Например, он был категорически против замораживания пенсионных накоплений в 2016 году.
Главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров полагает, что Алексей Кудрин имеет понимание, какие реформы нужны стране. «Программа реформ понятна не только для Кудрина, но и для многих экономистов, которые занимаются экономикой России. Узкие места у нас связаны в основном со слабостью институтов, с большой ролью государства в экономике, с плохим инвестиционным климатом», — отмечает эксперт.
Тихомиров напоминает, что сам Кудрин несколько раз называл в качестве условий своего возвращения во власть приоритет программы реформ в работе правительства и наличие у него реальных полномочий для ее реализации.
То, как Кудрин понимает реформы, хорошо известно. Он сторонник «непопулярных» решений, таких как повышение пенсионного возраста и сокращение бюджетных, в том числе и социальных, расходов. «Если не будут проводиться структурные реформы — повышение пенсионного возраста, бюджетный маневр, не будут улучшаться другие структурные элементы экономики, то тогда экономический рост останется низким, а обязательства окажутся высокими», — говорил Кудрин. Кроме того, он активно выступает за снижение роли государства в экономике, ограничение финансирования госкомпаний, приватизацию.
«Но здесь требуется политическое решение. Будет ли согласен Путин на кардинальное изменение своей политики, которая в последние годы двигалась в обратном направлении? Это вопрос открытый», — отмечает Тихомиров.
Он также полагает, что в целом проведение масштабных реформ сегодня осложнено в связи с текущей геополитической ситуацией, которая ограничивает приток инвестиций.
Если Кудрин вернется во властные структуры, это, скорее всего, будет свидетельством того, что у Путина нет желания усиливать конфронтацию с Западом. Экс-глава Минфина неоднократно отмечал, что санкции ЕС и США наносят большой урон российской экономике, которая, вопреки мнению других экономических советников президента, не может развиваться без западного капитала и поддержки. В этой связи Кудрин вряд ли согласился бы играть сколько-нибудь содержательную роль и считал бы свою миссию безнадежной, если бы был уверен, что власть намерена и дальше углублять конфликт с Западом.
Политолог Аббас Галлямов считает, что «запрос на Кудрина во власти однозначно есть»: «Есть понимание, что в экономическом плане так дальше жить нельзя. А у Кудрина репутация одного из самых адекватных экономистов. Если кто-то и может справиться с нынешними проблемами, то это он».
У Кудрина репутация личного и преданного друга Путина. Президент считает, что может на него положиться. «В ситуации обостряющейся внутриполитической борьбы это тоже немаловажно.
Либеральных экономистов можно найти и помимо Кудрина. Но вот либеральных и одновременно тех, в ком ты лично уверен, найти гораздо сложнее. Таких у Путина всего двое — Кудрин и Греф», — уверен эксперт.
Что касается того, позволят ли Кудрину в случае назначения проводить реформы, это полностью зависит от воли первого лица. Если Путин даст Кудрину карт-бланш и будет поддерживать его реформы, то никто не станет им препятствовать.
Галлямов подчеркивает, что лояльность первому лицу со стороны аппарата — это традиционная для России ситуация: «Несмотря на то что формально правительство независимо, там нет самоубийц, которые станут сопротивляться решениям, санкционированным лично президентом. Если Медведев получит установку сотрудничать с Кудриным, то не будет воевать против. И Медведев, и Кудрин, и прочие члены правительства — рациональные люди. Все они сумеют справиться со своими эмоциями».