— Многие в мире воспринимают Капитана Америку как символ американского превосходства, проекцию американской силы в ее поп-культурном варианте. Как вы к этому относитесь?
— Капитан Америка всегда был героем, который вдохновлял. Он появился еще до Второй мировой войны, и тогда в нем было ярко выраженное сопротивление угрозе нацизма, а не американское превосходство. Не обязательно было одобрять все, за что он стоял. Конечно, этот герой — доказательство того, что те идеалы, которые защищает Америка, не всегда были близки к реальному положению вещей.
Если кто-то воспринимает Капитана Америку как героя, который борется за Америку, что бы в ней ни происходило, он ошибается. Этот герой не об этом.
Всех этих героев — Капитана Америку, Человека-Паука и других — можно назвать частью американской поп-культуры весьма условно. У всех у них есть близкая и понятная история, которая помогает им завоевывать внимание всего мира. Так, люди, которые потеряли смысл в жизни, могут видеть перед собой пример Х-Мэна, тот кто борется с трудностями, вдохновлен примером Человека-Паука Питера Паркера. Американский аспект здесь состоит лишь в маркетинге, участии Голливуда, который продает свои фильмы по всему миру.
— Вы упомянули борьбу Капитана Америки с угрозой нацизма. В те годы комикс и анимационная индустрия часто использовались в антинацистской пропаганде. Как вы думаете, сегодня, когда есть такое зло, как ИГИЛ (организация запрещена в России), должны ли герои комиксов с ним бороться?
— У нас есть серия под названием Hardy Boys, и я знаю, что читатели этих комиксов — это ребята, которые потом пойдут служить в армию. Когда в Ираке был разграблен древний музей (боевиками ИГИЛ. — «Газета.Ru»), я подумал, что эта история может стать сюжетом для комикса, где героям надо найти исчезнувшие сокровища. Это не обязательно рассматривать как политическое заявление, но можно увидеть в ней интересную историю. Это то, что делает Hardy Boys более современной историей.
Однако у нас нет прав на этих героев, и все, что мы делаем, должно быть одобрено издательством Simon and Shuster. Я знаю по своей практике, что
многие издатели не хотят касаться острых вещей и просят ограничиться обычными приключенческими сюжетами.
Однако в Simon and Shuster нас поддержали и попросили только, чтобы страна была вымышленной, хотя события и так были узнаваемыми.
— Вы пытались вносить свое творческое «я» в такой массовый продукт, как комиксы?
— Когда, например, я был редактором серий о Человеке-Пауке, на меня оказал большое влияние комикс о приключениях Тин-Тина, и я не хотел повторять одни и те же сюжеты постоянно. Мне казалось, что Человек-Паук, как и Тин-Тин, может путешествовать по разным странам, когда я был молодым, это казалось таким интересным и экзотичным.
Однако СМИ и издания популярной культуры живут в каком-то изолированном пространстве, и кажется, что их аудитории нравится просто глядеть лишь на самих себя в зеркало.
Мне кажется, что такое отношение лишено смысла. Я всегда хочу идти против общепринятых стереотипов и думаю, что, если бы все этому следовали, тогда можно было бы это продать. Самое главное, что есть в комиксе, — это найти историю, в которую можно влюбиться.
— В одной из книг комиксов «Байки из склепа» вы сделали карикатуру на тогдашнего губернатора Аляски Сару Пэйлин. Почему вы решили ее изобразить?
— Мне пришлось работать вместе с издателем Алом Фельдштейном (знаменитый американский художник комиксов. — «Газета.Ru»). Когда он работал с нами, он каждую неделю рассылал нам такой небольшой бюллетень со своими политическими воззрениями на происходящие в стране и в мире события.
Я хотел, чтобы он посотрудничал с «Байками из склепа», но он как-то не проявил интереса, хотя мне очень этого хотелось.
Где-то я прочитал, что Пэйлин в бытность свою губернатором Аляски хотела запретить какие-то книги в местных библиотеках. Когда ты сам издатель, то относишься к таким вещам достаточно чувствительно.
Я подумал, что Фельдштейн напишет про это колонку, но он опять не согласился. Однако про это написала дочь Билла Гейтса. После публикации комикса, где была изображена Пэйлин, мы получили несколько гневных откликов от продавцов, которые говорили, что не надо смешивать комиксы и политику. Я считаю, что это глупо. Мы не говорили, что она плохой человек, мы просто хотели сказать, что цензуре нет места в обществе. Я считаю, что должна быть свобода создавать комиксы на любую тему.
— Как отреагировала Пэйлин?
— Не знаю, она с нами не связывалась, однако она была на программе, где ее пародировали, и смеялась, а значит, у нее есть чувство юмора. Расскажу одну историю, которая не имеет прямого отношения к комиксам. Мне ее рассказал мой товарищ, который был на ежегодном обеде для прессы с участием президента США. Там президент Обама подшучивал над Дональдом Трампом. Обычно, когда смеются над кем-то, камера показывает его, и видно, что он смеется больше всех.
Но когда показали Дональда Трампа, он выглядел очень недовольным.
Видно было, что он не считал это смешным. Его поведение было похоже на таких старомодных злодеев из комиксов: «Ах, они надо мной смеются?! Ну, я им покажу!» И сейчас этот человек участвует в президентских выборах!
— Cудья Верховного суда Соня Сотомайор рассказывала, что на нее повлияли комиксы про девочку Нэнси Дрю из вашей серии.
— Она рассказала, что читала комиксы о Нэнси Дрю, когда была ребенком, и они вдохновили ее на то, чтобы заняться защитой закона. Я напомнил ей об этом, когда пришел в магазин, где она подписывала книгу, и предложил ей написать предисловие к одному из комиксов про Нэнси Дрю. Таких примеров немало: очень многие выросли на Нэнси Дрю и, хотя есть те, кто считает ее старомодной, я считаю, что она опередила свое время.
— Если говорить об истории комиксов, знаменитая книга комиксов «Маус» рассказывала об истории холокоста. Должны ли быть такие комиксы на столь жесткие и болезненные темы?
— Даже сейчас, когда я занимаюсь комиксами для детей, я борюсь с идеей, что комиксы должны быть только для детей. Мы хотим видеть их таким же искусством, как кино или литература. Это то же самое, что задавать вопрос: должны ли фильмы говорить о серьезном? Конечно, должны. Если кто-то сделал, например, неудачный фильм о холокосте — это не значит, что такие фильмы не надо снимать вовсе. Когда меня спрашивают, должны ли комиксы для детей содержать серьезную и даже болезненную тематику, я говорю, что если об этом говорят в интеллектуальной манере, то почему бы и нет?
— Сегодня многие говорят, что мы стоим на пороге новой «холодной войны». Что вы как дитя «холодной войны» и автор комиксов об этом думаете?
— Мне всегда казалось, что существует такое разделение: есть мир политики, где все постоянно спорят друг с другом, и есть мир обычного человека. Сегодня между кандидатами в президенты и обычными людьми такая пропасть, и мне кажется, что люди думают совершенно иначе, чем политики. Это не значит, что все хорошо в России или в Америке, но когда вы видите, что политики ведут себя так, будто так все и есть на самом деле, они становятся похожими на злодеев из комиксов.