В Эстонии начались полеты беспилотников, разрешение на которые дало правительство страны по просьбе командования ВВС США в Европе. Речь идет о двух беспилотниках, которые будут обслуживать 70 американских военных под контролем эстонских диспетчеров.
Американский разведывательный самолет Predator («Хищник») производства компании General Atomics Aeronautical Systems активно используется армией США в Ираке и Афганистане. Этот самолет, в частности, применялся для поиска международного террориста Усамы бен Ладена.
Cамолеты-беспилотники будут наблюдать за активностью российских военных вдоль границ страны. Проведение полетов беспилотников — часть программы военного сотрудничества между США, Эстонией, Латвией и Литвой, которые являются членами альянса НАТО. В начале сентября в Эстонию совершили кратковременный визит и два новейших американских многоцелевых истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Американские СМИ назвали их визит «историческим», так как подобные самолеты никогда еще не приземлялись на территории страны.
Активизация сил НАТО в Балтии вызывает озабоченность России: в марте глава МИДа страны Сергей Лавров заявил, что Москва не оставит без ответа «наращивание военной активности» НАТО вблизи российских границ.
В последние месяцы, как отмечают наблюдатели в этих странах, возросло количество совместных военных учений с США и другими странами НАТО. Ранее глава Минобороны США Эштон Картер заявил, что США передадут Балтийским странам часть военной техники, которая размещена в странах Европы, в том числе танков Abrams.
На прошлой неделе находящиеся в Эстонии военнослужащие воздушно-десантной бригады США начали проводить с эстонскими военными учения по эвакуации пострадавших из зоны боевых действий.
В начале сентября один из шести командных центров НАТО, предназначенный для координации сил быстрого реагирования, был открыт в столице Литвы Вильнюсе. На праздничной церемонии генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что открытие центра — это «четкий сигнал и союзникам и особенно оппонентам, которые в последнее время усилили свое давление».
Высокопоставленные чиновники стран НАТО, а также представители руководства стран Балтии неоднократно заявляли, что озабочены учениями, которые проводит Россия недалеко от границ этих государств. Представители политических кругов этих стран также заявляют, что Россия может использовать как предлог какие-либо проблемы с русскоязычным населением в этих странах. «Меньше всего хотелось бы видеть у себя «зеленых человечков», — сказал «Газете.Ru» высокопоставленный военный одной из стран Балтии.
По мнению члена Ассоциации военных политологов полковника Василия Белозерова, «в связи с кризисом на Украине мы подошли к черте глобального противостояния». Напряженность ситуации в Балтийских странах передается и местному населению. «Мне политика до лампочки — детей кормить надо, но последнее время побаиваюсь, что если дальше так пойдет, то война будет», — делится своими опасениями с «Газетой.Ru» один из жителей Латвии.
Согласно недавнему опросу, проведенному международной социологической службой Nielsen в странах Балтии, число граждан, опасающихся военных действий, резко выросло. Если в Латвии таких в прошлом году было 4%, то сейчас — 32%. Резкий рост наблюдается и в Литве, где число таких людей за год увеличилось с 2 до 21%, в Эстонии — с 3 до 24%.
При этом в июле глава МИД Латвии Эдгар Ренкевич заявил в интервью агентству Bloomberg, что Россия не несет прямой военной угрозы странам Балтии.
Стоит отметить, что пока руководство стран НАТО, несмотря на просьбы руководства Балтийских стран, не размещает на их территории силы постоянного базирования. Договоренность не размещать на территории восточноевропейских стран членов альянса «значительные военные силы» оговорена основополагающим актом Россия — НАТО от 1997 года. Источники в НАТО ранее заявляли, что будут придерживаться акта, несмотря на то что отношения между альянсом и Россией фактически заморожены из-за конфликта на Украине.
В то же время Василий Белозеров говорит, что сегодня можно с успехом быстро перебрасывать войска к театру военных действий».
«В современных условиях это непринципиально, — считает эксперт. — Если надо, войска могут появиться через час-два».