Сообщения о вооруженных нападениях на территории Душанбе и в расположенном неподалеку городе Вахдате стали поступать еще в пятницу.
Согласно информации пресс-центра министерства внутренних дел Республики Таджикистан, атакованными оказались отдел внутренних дел города Вахдата и центральный аппарат министерства обороны. «В результате данной террористической группой было захвачено значительное количество оружия и боеприпасов», — сообщается на сайте ведомства.
Вскоре стало известно, что к серии нападений причастны высокие чины минобороны Таджикистана. В частности, МВД сообщает, что руководство атаками осуществлял замминистра обороны генерал-майор Абдухалим Назарзода.
В пятницу он был уволен с занимаемой должности «за совершение преступления».
В городе Вахдате нападение возглавлял подполковник Зиевуддин Абдуллоев, убитый в результате столкновения.
Назарзода и его сторонники скрываются в районе Рамитского ущелья. Утром в воскресенье в плен сдался брат мятежного генерала.
Согласно официальной информации, в ходе нападений убито 17 человек. Однако РИА «Новости» со ссылкой на источники в оборонном ведомстве Таджикистана заявляет о 33 погибших сотрудниках минобороны и МВД, а также 9 военнослужащих из сторонников бывшего замминистра.
По приблизительным оценкам, сейчас на стороне Назарзоды остаются 135 военнослужащих десантно-штурмового батальона минобороны. СМИ также сообщали о нападении на блокпост милиции на одном из въездов в Душанбе в субботу. Однако пресс-служба МВД этот факт опровергает.
«В городе нормально, но на въездах стоят блокпосты и усилены меры безопасности. Информацию узнаем от СМИ. Над Душанбе летают вертолеты.
Основные действия происходят в 70 км от города», — рассказал «Газете.Ru» один из жителей столицы Таджикистана.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко склоняется к мысли, что происшедшее является не просто разовым инцидентом, а демонстрирует недовольство президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, в том числе в правящем классе и военной среде: «Сейчас идут разные данные о том, сколько человек увел Назарзода, но увел он военнослужащих».
Эксперт считает, что совершенные нападения не выглядят «авантюрой». Судя по всему, восставший генерал и его соратники рассчитывали на какую-то помощь, которую в итоге не получили.
В воскресенье появилась информация об аресте еще двух высокопоставленных офицеров из министерства обороны: подполковника, замкомандира десантно-штурмовой бригады министерства обороны Мустафо Назарова и майора, старшего инспектора управления финансов Насима Юсупова. По данным следствия, они знали о готовящемся нападении и имели возможность доложить о нем, однако не сделали этого. Аналогичная судьба позже постигла и двух отставных сотрудников МВД Баходура Кабирова и Тоджиддина Собинова.
В качестве одной из ключевых причин недовольства Рахмоном Малашенко называет его попытки взять под контроль религиозную часть жизни исламского населения.
В частности, в конце августа оказалась ликвидирована Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). СМИ сообщают, что восставший генерал был членом этой партии. По официальной версии, организация попала под запрет из-за отсутствия первичных ячеек в большинстве городов и районов страны.
«Партия представляла умеренную исламскую оппозицию и была одним из столпов режима Рахмона. Ее закрытие — это большая глупость», — уверен Малашенко. Рахмон боялся, что ПИВТ сможет набрать значительное количество мест в парламенте, считает эксперт: «Теперь сторонники этой партии могут объединяться с радикалами в регионах. И это может стать большой проблемой».
Согласно сообщениям СМИ, в гражданскую войну Абдухалим Назарзода являлся членом Объединенной таджикской оппозиции, но на основании мирного соглашения 1997 года получил назначение на пост в минобороны государства.
Напомним, что после распада СССР в Таджикистане вспыхнула ожесточенная гражданская война, которая длилась с 1992 по 1997 год. Причиной конфликта стали межэтнические противоречия, которые начались еще на излете СССР и были связаны с противостоянием местной коммунистической власти и оппозиции, состоящей как из светских демократов, так и из сторонников исламизации.
Прелюдией к военным действиям стали президентские выборы 1991 года, на которых оппозиция обвинила ставшего первым президентом Рахмона Набиева в фальсификациях. Оппозиционеры, костяком которых были деятели исламского движения, призвали своих сторонников к восстанию против властей, что привело к свержению президента Набиева и началу гражданской войны между сторонниками светской власти, объединившимися под эгидой Народного фронта, и группами исламистов. В 1997 году при посредничестве Кремля в Москве было подписано мирное соглашение.
Избранный ранее сторонниками светской власти глава Верховного совета страны Эмомали Рахмонов (позже он изменил фамилию на Рахмон) поставил свою подпись под соглашением о примирении, а в 1999 году был избран президентом страны.
Ранее представители оппозиции уже поднимали мятежи против главы государства — одним из наиболее известных стали вооруженные выступления бывшего полковника Советской армии Махмуда Худойбердыева, кавалера ордена Красной Звезды. Он отказался от примирения с Рахмоном и вел с ним бои, опираясь на моджахедов Афганистана. В 2001 году появились сведения, что Худойбердыев погиб, однако некоторые источники утверждают, что он жив и находится на территории Узбекистана.
Малашенко считает, что в свое время гражданская война закончилась фактически только потому, что ее стороны устали от кровопролития, но сейчас «приходят новые люди».
На проблемы Рахмона с исламской частью населения наслаивается плачевное состояние экономики Таджикистана. Она серьезно зависит от средств, поступающих от трудовых мигрантов. В 2014 году Всемирный банк опубликовал информацию, согласно которой мигранты переводят на родину около 42,7% ВВП страны.
Президент Владимир Путин уже продемонстрировал свою поддержку Рахмону. В субботу они пообщались по телефону.
Путин оценил происходящие события как «попытку дестабилизации внутренней ситуации в стране».
Пресс-секретарь президента РФ также сообщил ТАСС, что лидеры двух стран условились провести отдельную встречу в рамках предстоящего в сентябре саммита ОДКБ, который пройдет в Душанбе.
Таджикистан является союзником Москвы в Центральной Азии. На территории этой страны находится российская военная база, представители которой совместно с таджикскими пограничниками несут службу по охране границы с Афганистаном.
Малашенко считает, что в случае ухудшения ситуации оказать помощь Рахмону может ОДКБ, но при условии вхождения Таджикистана в Евразийский экономический союз.
«У Рахмона нет выхода. Американцам он не нужен. Китайцы понимают, кто бы ни пришел к власти, они никуда не денутся (из Таджикистана. — «Газета.Ru»)», — заключает Малашенко.