Генсек НАТО Йенс Столтенберг во время визита в Грузию встретится с президентом страны Георгием Маргвелашвили и премьером Ираклием Гарибашвили, а также примет участие в открытии учебно-тренировочного центра НАТО — Грузия. Задача центра — подготовка грузинских военных для участия в силах быстрого развертывания альянса. Грузия стала первой постсоветской страной вне НАТО, которую пригласили для участия в подобном проекте.
На фоне событий на Украине Грузия, которая давно хочет стать членом альянса, активно укрепляет свои отношения с НАТО. Создание центра на территории Грузии видится тамошним политикам как серьезный шаг к членству страны в альянсе.
Центр, решение об открытии которого было принято по итогам саммита НАТО в Великобритании в прошлом году, должен помочь модернизации сферы обороны и безопасности Грузии: «Уникальное географическое положение Грузии и рельеф ее местности создают уникальную возможность для совместных тренировок партнеров и союзников», — говорится в документах альянса, посвященных сотрудничеству НАТО и Грузии.
Горная местность Грузии действительно дает возможность для проведения качественных тренировок спецназа, а также сил быстрого реагирования, отмечают в беседе с «Газетой.Ru» бывшие военнослужащие советской армии, служившие на территории бывшей союзной республики.
Глава миссии НАТО в Грузии Вильям Лахью заявил в марте, что открытие центра станет «началом процесса большего сотрудничества Грузии и НАТО, а также поможет процессу полной интеграции Грузии в НАТО». Заместитель министра обороны Грузии Леван Гирсиашвили подчеркнул, что центр не является военной базой, а предназначен для тренировок и подготовки военнослужащих.
Центр, который должны открыть в четверг, будет расположен в Крцанисском районе Тбилиси. Район этот знаменит происшедшей там в 1795 году Крцанисской битвой между грузинскими войсками и численно превосходящими их силами персов. Несмотря на ожесточенное сопротивление, грузинские войска были разбиты, а персы заняли тогдашний Тбилиси.
Теперь в центре будут проводиться только теоретические занятия, а боевые стрельбы и подготовка военных — на бывшей советской базе в Вазиани.
В НАТО не скрывают, что в связи с событиями на Украине роль Грузии как партнера возрастет, однако о возможном вступлении ее в альянс речи не идет в связи с наличием неурегулированных территориальных проблем. По мнению независимого военного эксперта, главного редактора «Ежедневного журнала» Александра Гольца, сотрудничество Грузии и НАТО будет усиливаться.
«Грузия выглядит как жертва российской военной агрессии, и ее участие в системе коллективной безопасности является логичным», — считает эксперт.
Не будучи членом НАТО, Грузия — один из наиболее успешных партнеров альянса. Страна предоставила около 900 солдат и офицеров для миссии НАТО в Афганистане — это самое большое число военных, делегированных государством, не входящим в альянс.
Грузия также получила право для участия в операциях сил быстрого реагирования, которые будут задействованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в военных конфликтах высокой интенсивности.
В силы быстрого реагирования входят военнослужащие разных стран — членов блока, они подчиняются командованию НАТО в Европе.
Во время поездки в Грузию генсек НАТО встретится со 100 грузинскими военными, которых подготовили инструкторы альянса.
Ранее грузинских военных готовили США по программе Пентагона «Обучи и оснасти», однако, несмотря на определенные успехи, военнослужащие Грузии не смогли оказать серьезного сопротивления российской армии во время конфликта в августе 2008 года. Эксперты отмечают, что грузинские военные, служившие в советской армии, были подготовлены много лучше нынешних военных.
Бывший начальник разведки одного из российских военных округов генерал-майор в отставке Сергей Кончуков считает, что учебно-тренировочный центр НАТО на территории Грузии может быть использован для подготовки операций на территории Северного Кавказа в случае конфликтной ситуации: «Открыто никто об этом говорить не будет, однако это было бы для них рационально».
Однако Гольц категорически отрицает такую возможность: «Одно дело учебный центр, другое — непосредственная военная активность. В НАТО всегда разделяли эти вещи», — отмечает эксперт.