На полигоне под Оренбургом в пятницу были закатаны бульдозером около 500 кг польских яблок, изъятых на городском рынке. Эта показательная акция дала повод министру сельского хозяйства Польши Мареку Савицкому выступить на пресс-конференции с открытым обращением к Владимиру Путину. В обращении министр призвал российского президента отменить уничтожение еды, «которую российские производители с трудом покупают на разных мировых рынках».
На таком информационном фоне Россия и Польша встречают второй год запрета на поставки сельскохозяйственной продукции из стран ЕС.
Запрет, введенный в действие 1 августа 2014 года, подразумевал отмену поставок фруктов и овощей. Для Польши это означало прежде всего внезапную потерю экспортного рынка яблок, причем рынка такого объема, что в определенном смысле можно было бы говорить о локальном экономическом бедствии.
Товарное разведение яблок — давняя специализация Польши. В 2013 году Польша была крупнейшим мировым экспортером яблок (обгоняя по этому показателю Китай), а также главным их производителем в Европе. По валовым объемам яблоки составляли примерно 70% всех выращиваемых в Польше фруктов. При этом более 50% экспортируемых польских яблок направлялось в Россию.
В 2014 году в Польше вырастили рекордный урожай яблок (около 3,5 млн т). К августу, когда яблоки уже созрели и фермеры в большинстве своем уже определились с направлением поставок, внезапно введенное Россией эмбарго оказалось ударом, близким по эффекту к ошеломлению.
Годом ранее Польша поставила России 677 тыс. т яблок. Теперь этим объемам яблок необходимо было срочно найти другое применение.
Первой реакцией на введение запрета стала яркая общественная бравада. 30 июля 2014 года редактор польского портала Puls Biznesu запустил через собственную страницу в твиттере акцию #jedzjablka (ешь яблоки), в которой призвал граждан поддержать польских производителей, попавших в тяжелую ситуацию не по своей вине, и просто купить и съесть как можно больше яблок.
«Не уступай Путину, ешь яблоки и пей сидр», — призывал Навацкий. Вскоре акция, получившая названия «Ешь яблоки назло Путину», набрала большую популярность. Политики и журналисты позировали с поедаемыми польскими яблоками.
Фотографии с яблоками под соответствующим хештегом начали массово размещать на своих страницах в социальных сетях и обычные польские граждане. 7 августа 2014 года о поддержке кампании заявил уже президент Украины Петр Порошенко. Этим кампания не ограничивалась. Яблоки можно было получить в поездах польских железных дорог. Польское посольство, привлекая внимание к тяжелому положению польских фермеров, раздавало эти фрукты на Пьяцца дель Пополо в Риме. А во Вроцлаве на площади выставляли ящики с яблоками с предложением съесть их и «оставить Путину огрызок».
Каков был эффект этих кампаний помимо кратковременного проявления общественной солидарности, оценить сложно.
В 2014/2015 году в Польше действительно увеличилось потребление яблок — с 16 до 18 кг на одного жителя в год.
Впрочем, специалисты затрудняются сказать, что в большей степени повлияло на этот рост — протестные настроения или просто резкое снижение цены на яблоки внутри страны осенью 2014 года, когда после введения эмбарго в Польше внутри страны образовался заметный избыток этих фруктов.
Проблему избытка решали разными путями. В частности, Польша получила субсидии ЕС для выведения с рынка излишков продукции. Фактически Польше (традиционно эффективно добивающейся выделения финансовых средств от Брюсселя) удалось получить почти половину средств, предназначенных для компенсации европейским производителям плодово-ягодной продукции. В 2015 году, после того как стало известно, что Россия продлевает эмбарго, было объявлено о продолжении программы помощи, при этом польские производителя могут получить в течение предстоящего года компенсацию за вывод из продажи почти 300 тыс. т яблок.
По инициативе Варшавы в программу компенсаций было внесено дополнение, отменяющее обязательное уничтожение еды, за которую получена компенсация.
В Польше эта мера показалась неоправданной, и такую продукцию разрешили скупать через систему Продуктовых банков, занимающихся приобретением невостребованной еды для бесплатной раздачи бедным. Кроме того, яблоки (и другие овощи и фрукты, за которое была получена компенсация) было разрешено использовать на корм скоту.
«В августе прошлого года введение эмбарго вызвало панику, однако уже к марту стало понятно, что катастрофы не произошло, и цены на яблоки вернулись к приемлемым показателям», — говорит «Газете.Ru» эксперт варшавского Института экономики сельского хозяйства и продуктовой экономики Ян Светлик.
При этом, как поясняет Светлик, перенаправить экспорт польских яблок, предназначенных для поставок в Россию, было довольно непросто. «В Россию в основном поставлялись яблоки сорта Idared. Вкусовые качества — не самое главное преимущество этих яблок. Они ценятся прежде всего за то, что мало портятся при перевозке и долго хранятся». По его словам, Idared близок к техническим сортам яблок.
Производителям удалось найти выход из ситуации.
«Яблоки стали массово перерабатываться для производства концентрата. В этом году Польша серьезно увеличила поставки концентрата для производства сока в Россию, поскольку на этот продукт эмбарго не распространяется», — говорит Светлик.
Прошлогоднее падение цен на сырье привлекло к польскому концентрату внимание производителей из США, говорит эксперт. «Сейчас мы фактически превратились в основных экспортеров яблочного концентрата для американского рынка. Единственный наш конкурент в этой нише — это Китай. Но в Китае растет внутреннее потребление соков, так что остро бороться за американский рынок он, скорее всего, не будет». У Польши же иных путей, кроме как искать новых рынков, не остается: «В стране производится 100 кг яблок на каждого жителя. Мы обречены на экспорт».
Deutsche Welle сообщало, что польские яблоки так или иначе попадают на российский рынок. Во всяком случае, в прошлом году в Россию увеличились поставки яблок из Белоруссии без четкого объяснения источников увеличения объемов белорусского производства яблок.
Некоторые также обращают внимание на то, что в общем объеме яблок, поставляемых теперь в Россию из Сербии, заметную долю занимают как раз яблоки сорта Idared, о выращивании которых в Сербии до этого известно не было.
C 1 мая 2015 года Россельхознадзор ввел ограничения на поставки яблок из Сербии, заподозрив, что они имеют польское происхождение. Теперь сербские экспортеры должны посылать предварительное уведомление в Россельхознадзор. В феврале 2015 года польский портал sadyogrody.pl, публикующий информацию о плодоовощном хозяйстве, сообщал о том, что Сербия и другие балканские страны увеличили закупки яблок в Польше. При этом среди поставляемых из Сербии в Россию яблок начал преобладать сорт Idared, который характерен именно для польского садового хозяйства.
Если говорить об открытом экспорте яблок, то в прошлом году польские власти объявили о том, что польские яблоки теперь будут поставляться в страны Ближнего Востока. «Пока говорить о значительных объемах этого экспорта рано, — поясняет Светлик, — Вообще благодаря кампании прошлого года нам действительно удалось привлечь внимание к польским яблокам. Вопрос — сумеют ли производители воспользоваться этим шансом».