Минфин в докладе не раскрывает подробностей, однако предложение о сокращении расходов на оборону вполне укладывается в общую логику необходимости сокращений разных статей бюджета, в том числе и т.н. привилегированных расходов. В поправках, принятых к Федеральному бюджету на 2015 и на плановый период до 2017 года, которые предусматривают сокращение ассигнований по многим разделам и программам, связанным с социальной сферой, образованием и здравоохранением в среднем на 10%, урезание расходов на оборону было относительно скромным. Например, по направлению «национальная оборона» сокращение составило 157,2 млрд руб., после чего сумма оборонного бюджета уменьшилась до 3 трлн 116 млрд 773,5 млн руб. То есть реальное сокращение составило около 5%. При этом сокращение не затронуло статьи на перевооружение армии и разработку новых систем вооружений.
В июне министр финансов Анатолий Силуанов подтвердил, что расходы на оборону и дальше будут сокращаться, но в целом все равно будут меньше 10%, запланированных по другим статьям бюджетных расходов. К 2018 году расходы на оборону еще должны уменьшиться. При этом пик сокращений придется на 2016 год (тогда расходы должны составить 94,3% по сравнению сокращенным бюджетом 2015 года).
Такое уменьшение не может в итоге не затронуть расходы на разработку и закупки новых вооружений. Если же будет поддержано и новое предложение Минфина, о котором идет речь в докладе, то урезать придется и расходы на перевооружение, считают эксперты.
«Главная часть оборонных расходов сейчас — это разработка и производство новых вооружений, — говорит член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. — Если эта деятельность осуществляется продуманно, а не так, как строительство космодрома «Восточный», это может оказать хороший мультипликационный эффект на экономику. Во всяком случае, ничуть не хуже, чем строительство дорог».
По мнению Дмитриевой, до тех пор, пока оборонные расходы обеспечивают заказы предприятиям, создание новых рабочих мест и поддержку научной деятельности, нынешний уровень расходов может считаться приемлемым.
«Если нужно сокращать расходы, то есть и менее полезные статьи — например, формирование резервных фондов или ассигнований на поддержку банков, куда уходят огромные суммы», — считает Дмитриева.
Глава комитета Совбеза по обороне и безопасности Виктор Озеров сказал «Газете.Ru», что обсуждение новых предложений Минфина будет происходить на Военно-промышленной комиссии, где все заинтересованные стороны выскажут свои соображения.
«Я, конечно, хотел бы сказать, что расходы на оборону трогать нельзя, однако, понимая бюджетную ситуацию, должен признать, что обсуждать сокращения необходимо», — говорит сенатор. Виктор Озеров не готов прогнозировать ход таких обсуждений, но предполагает, что они будут исходить из представлений, что какие-то статьи расходов трогать все-таки нельзя.
«Надо определить такие позиции, как расходы на обеспечение ядерных сил, на части постоянной готовности, наверное, на Воздушно-десантные войска, — перечисляет Озеров. — Здесь затраты сокращать, на мой взгляд, контрпродуктивно. В других вопросах надо что-то решать, исходя из расставленных приоритетов». Что касается сокращения финансирования закупок вооружений и разработки перспективных образцов российского оружия, то тут урезания вряд ли будут, поскольку, по словам Озерова, «эти цифры назывались президентом России, и от этого отказаться сложно».
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов говорит, что сейчас накладываются друг на друга две программы развития вооружений.
«Сейчас действует программа с 2011 по 2020 год. Обсуждается, будет ли следующая программа вступать с 2016 по 2025 год или же лучше подождать и принять программу с 2018 по 2027 год. Отсюда и вопросы, в какой из этих программ и будут сокращения, — объясняет Пухов. — Мы не знаем, когда вступит в силу следующая программа, поскольку это зависит от экономической ситуации».
Наталия Краснопеева из Экономической экспертной группы обращает внимание на то, что пока в бюджете зафиксировано не слишком значительное снижение расходов на оборону — особенно относительно других направлений.
«Например, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность будут резать гораздо сильнее. Так, к 2018 году уровень расходов составит 86% по сравнению с 2015-м — но сюда входят расходы на МВД, органы прокуратуры и подобные структуры, где сокращение окажется достигнутым за счет сокращения штата». Краснопеева говорит, что ключевые программы, которые могут определить финансирование перспективных расходов на оборону, такие как «Развитие оборонно-промышленного комплекса», до сих пор находятся в стадии разработки и не утверждены. По ее мнению, именно их и могут порезать в первую очередь.