Журналист Андрей Бабицкий рассказал о новом канале в интервью Guardian. Корреспондент, прошедший две чеченские кампании, которые освещал на стороне боевиков, в апреле 2014 года со скандалом покинул грузинскую службу «Радио «Свобода». Как он сам говорит, руководство сократило его из-за позиции по крымскому референдуму, где он согласился с действиями российского руководства.
«Я не про Крым — в этом вопросе я полностью согласен с основными тезисами Владимира Путина, что у России было абсолютное право взять население полуострова под защиту. Я знаю, что значительное количество моих знакомых не разделяют этой точки зрения. После речи президента России я являю собой типаж правильного, одобренного гражданина, а те, кто не согласен с действиями России в Украине, стали национал-предателями», — написал Бабицкий в марте 2014 года.
На «Свободе» решение о расставании с известным журналистом объяснили реструктуризацией и сокращением штата.
Позиция Бабицкого по Крыму была лишь «первым звоночком». Как утверждает он сам в интервью пражской газете «Лидове новины», его увольнение было связано с журналистской работой в Донбассе. Он обнародовал ролики с убитыми гражданскими, предположительно погибшими от рук украинского батальона «Айдар». Собеседник на «Радио «Свобода» говорит, что у руководства возникли большие сомнения насчет подлинности представленных им документов, о чем и было сказано Бабицкому. «В итоге часть материала была сильно порезана, Андрей психанул и уволился», — объясняет бывший коллега.
В репортажах из осажденного федеральными войсками Грозного Бабицкий критиковал действия российских военных. В 2000 году его задержали силовики и обменяли на трех пленных российских солдат. «Радио «Свобода» в чеченском конфликте широко освещало позицию сепаратистов, а в украинском конфликте склонялось к стороне Киева.
Бабицкий так прокомментировал «Газете.Ru» свое решение сменить редакцию на работающую с противоположной стороны украинского конфликта: «В условиях дефицита информации и взаимной ненависти общественная площадка — а мы не СМИ, а что-то вроде дискуссионного клуба в интернете — может помочь сторонам взглянуть на происходящее более спокойным взглядом и уже сейчас начать обсуждать варианты какого-то приемлемого будущего. Я не думаю, что это будет единая Украина, но надо заново учиться разговаривать, чтобы как-то существовать, не пытаясь при каждом удобном случае расквасить соседу морду. Война в любом случае кончится, но ресурс даже не взаимопонимания, а просто умения договариваться надо попытаться создать уже сейчас».
«Война в Донбассе очень многими переживается как неверное, неправильное, невероятное событие именно потому, что до ее начала совсем не был исчерпан ресурс разговора — люди с той и с другой стороны вовсе не разучились понимать друг друга и даже, более того, относиться друг к другу как к тем «своим», которые отчасти утратили ориентиры в мутном потоке времени. И очевидно, что так оно и есть — разговор можно и нужно начать, продолжить и вытеснить с его помощью из пространства взаимоотношений военное насилие и смерть», — так объясняется название «Диалог» в программном заявлении на сайте нового телеканала.
На «Диалог» пустят украинских националистов
Замглавного редактора «Диалога» Рамиль Замдыханов описал «Газете.Ru» подробности проекта. По его словам, «Диалог» — не телеканал в чистом виде, а интернет-платформа с видеоблогами, интервью по скайпу и телефону.
«Называется «Диалог», потому что это то, что нужно Украине, которая находится в конфликте с мятежными территориями. Диалог между сторонами напрочь отсутствует, его убила взаимная пропаганда, хотя сохраняются связи между родственниками, коллегами с обеих территорий. Мы считаем, что диалог еще не поздно реанимировать», — говорит Замдыханов.
В ЛНР и ДНР на всех телеканалах по понятным причинам отсутствует украинская точка зрения. На вопрос, будет ли она присутствовать в «Диалоге», замглавреда отвечает утвердительно.
«Мы искренне надеемся, что наличие украинской точки зрения будет всячески приветствоваться на нашей площадке. Иначе смысла в затее нет, создавать еще один продукт с речами ненависти — этого и так хватает, — поясняет Замдыханов. — Конструктивная позиция Украины без «колорадов» и «ватников» не только допускается, а приветствуется. Это и будет диалог. А когда мы найдем в Украине людей, которые будут думать, как люди в Донбассе, и мы будем петь в унисон — это тоже хорошо, но это не диалог».
На новом телеканале, по словам Замдыханова, будут выступать и украинские националисты, «вещание будет интерактивным, и эфир оценят зрители».
Связь с Ходаковским
Один из собеседников «Газеты.Ru» в Донецке утверждает, что проект подобного канала существовал в администрации ДНР еще весной: якобы предполагалось, что он будет делаться на «московские деньги» на базе освобожденной от украинской редакции ГТРК «Донбасс». Проблема была только с поиском фигуры, под которую можно выделить финансирование, говорит он.
Однако замглавреда «Диалога» отрицает эту версию. По словам журналиста, бюджет канала «небольшой»: несколько компьютеров, любительский свет, камера, несколько человек в штате — всего три журналиста, еще несколько технических специалистов. Канал будет сделан с нуля, а не на площадке старых украинских каналов типа ГТРК «Донбасс», национализированных самопровозглашенными республиками.
Редакционная политика, продолжает Замдыханов, будет определяться на совещании журналистов «Диалога», но Бабицкий, «как человек опытный», будет иметь творческий «блокирующий пакет» в этом вопросе.
В 2000-х Замдыханов работал на канале «Киевская Русь». Он говорит, что та «история закончилась десять лет назад и параллелей здесь нет».
«Замдыханов вел аналитическую программу и был директором канала «Киевская Русь», — вспоминает собеседник в украинских СМИ. — Его финансировали пророссийские и крайне православные олигархи во главе с бывшим генпрокурором Васильевым. Эфирная сетка у них была очень православная».
Замдыханов утверждает, что «Диалог» финансирует дружественный бизнес: «Ходили по друзьям, которые занимаются бизнесом, не буду их озвучивать по разным причинам. Они сказали, дело интересное, сумма затрат посильная. Планируем расширяться, как и любой начинающий проект».
Однако два собеседника в Донецке связывают финансирование «Диалога» с главой Совбеза ДНР и основателем бригады «Восток» Александром Ходаковским.
«У них хорошие отношения, вместе на шашлыки ходят. Александр Сергеевич спонсирует «Диалог», там большие деньги», — говорит один из источников в Донецке.
Бабицкий говорит, что «Диалог» может сотрудничать с Ходаковским, «поскольку он человек, разделяющий наши подходы и готовый оказывать помощь»: «...но чего точно не было, он не давал нам добро, как вы выразились. Это невозможно, поскольку мы начинаем как независимая структура, не связанная с госорганизациями, в том числе и советом безопасности ДНР. Ходаковский — очень интересный собеседник, и мы рассчитываем, что он появится у нас в первом эфире. Предварительная договоренность уже есть».
До Александра Ходаковского дозвониться не удалось.
О перспективах нового информационного проекта в ДНР сказать сложно. Если в нем будут материалы с разными точками зрениями, он сможет выгодно выделиться на фоне однообразного новостного потока остальных СМИ. В интервью «Газете.Ru» Ходаковский говорил, что «мы отдаем себе отчет, что Украина — не фашистское государство».
Профессор МГИМО Валерий Соловей полагает, что, если канал действительно будет транслировать и украинскую точку зрения, это значительно облегчит выполнение минских соглашений. «Общество начинают готовить к возвращению в «родную гавань» — Украину», — считает Соловей.