Адвокат одного из задержанных под Луганском российских граждан Константин Кравчук утверждает, что консул посольства России на Украине Алексей Грубый в разговоре с ним назвал задержанных «наемниками», не имеющими «ничего общего» с Российской армией, сообщила в пятницу новостная служба украинского телеканала «1+1» ТСН.
Позже представитель посольства России в Киеве Олег Гришин в интервью радиостанции «Говорит Москва» сказал, что признание плененных «наемниками» не является официальной позицией Москвы. «Это заявил адвокат, он может много чего говорить, у него работа такая — убеждать кого-то в чем-то. Это не значит, что это официальная позиция РФ», — говорит Гришин. Он подчеркнул, что посольство рассматривает задержанных «исключительно как граждан РФ», которых будут защищать.
Капитан Евгений Ерофеев и сержант Александр Александров были задержаны рядом с поселком Счастье Луганской области 18 мая. Украинские власти намерены обвинить их в терроризме.
Статус военнослужащих имеет принципиальное значение. Российская сторона настаивает, что плененные, до того как отправиться на Украину, были уволены из действующей армии. Сами они заявляли на камеры, что выполняли приказ и вели разведывательную деятельность.
От того, признают ли двух задержанных российских граждан военнослужащими, зависит их дальнейшая судьба.
Бывший замминистра иностранных дел России, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Кунадзе считает, что в случае, если Минобороны признает Ерофеева и Александрова действующими военными, они автоматически становятся «военнопленными»: «Статус военнопленных дает им реализацию прав, защищенных Женевской конвенцией».
Задержанные имели бы право на связь с семьей, соответствующее гуманное отношение, говорит Кунадзе. Они имели бы возможность быть переданы своей стране по окончании боевых действий — с учетом того, что активная фаза боевых действий в прошлом, это могло бы произойти довольно быстро.
По словам Кунадзе, был бы возможен обмен и на украинских военнослужащих, содержащихся в России, например на Надежду Савченко.
Российские власти обвиняют Савченко в пособничестве в убийстве российских журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Следствие утверждает, что, участвуя в боевых действиях на востоке Украины в составе батальона «Айдар», она определила координаты группы журналистов и передала их военным.
Ерофеев и Александров были задержаны на территории Украины с оружием в руках и прямо или косвенно оказываются связаны со смертью украинского военнослужащего. Напомним, что, по версии украинских властей, при пленении Ерофеева и Александрова был убит украинский военнослужащий, орудием убийства был автомат «Вал», якобы изъятый у россиян. На основании этого Киев и намерен предъявить обвинение в терроризме в самой тяжкой части: Ерофееву и Александрову грозит пожизненное заключение.
Если же Россия признает, что Ерофеев и Александров — действующие военнослужащие, то окажется под ударом: западные союзники Киева тут же скажут, что все заявления Москвы о том, что российских военных нет на территории Украины, не соответствуют действительности.
Глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов утверждает, что, даже если Россия не признает задержанных солдатами своей армии, их возвращение все же возможно: «На тему их судьбы наверняка уже идет непубличная дискуссия. Можно сравнить с ситуацией, когда кого-то арестовывают за шпионаж». Лукьянов напоминает, что при обмене пленными разведчиками страны далеко не всегда прямо признают, что они занимались шпионажем. Ранее в интервью «Новой газете» Ерофеев заявил, что надеется «переквалифицировать статью с терроризма на шпионаж».
«Обмен всегда возможен. Хоть гражданскими, хоть военнопленными», — считает первый заместитель комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. Все будет зависеть от политической воли сторон.