Четырнадцати крупным функционерам ФИФА и руководителям маркетинговых спортивных агентств предъявлены обвинения по 49 эпизодам, включая взятки и вымогательства. Половина обвиняемых — ведущие функционеры ФИФА — были арестованы швейцарскими властями в Цюрихе по запросу из США. Поскольку аресты произошли накануне намеченных на пятницу выборов президента этой организации и представляют собой серьезный удар по репутации президента организации Зеппа Блаттера, в действиях США можно усмотреть попытку манипуляции и давления на мировую футбольную ассоциацию. Именно об этом заявил российский президент Владимир Путин, посчитав нужным упомянуть, что знает о давлении, которое было оказано на Блаттера для переноса мирового футбольного чемпионата из России в 2018 году.
Впрочем, на данный момент подобные предположения можно делать лишь на основании косвенной или неофициальной информации, что и сделал российский президент. В официальном тексте обвинения, сформулированного американской прокуратурой, Россия вовсе не упоминается.
Кроме того, расследуемые в США эпизоды о взятках при определении претендентов на проведение чемпионата также не касаются голосования, в котором победила Россия.
Но швейцарская прокуратура проводит отдельное расследование, посвященное нарушениям закона именно при определении места проведения ЧМ-2018 и ЧМ-2022, где победителями стали Россия и Катар.
Кроме того, по сведениям газеты The New York Times, переданным изданию неназванным сотрудником ФБР, толчком к началу американского расследования злоупотреблений в ФИФА стала информация, добытая при разработке «русской организованной преступности». Речь, скорее всего, идет о преступных группировках, действующих на территории США.
Швейцарские власти, как можно видеть по их деятельному участию в аресте подозреваемых в Цюрихе, не собираются чинить препятствия американским следователям. С учетом параллельных действий швейцарской прокуратуры можно по крайней мере говорить о том, что обе страны ведут расследование против ФИФА (имеющей швейцарскую юрисдикцию), и это не вызывает возражения властей Конфедерации.
Расследование США первоначально велось против злоупотреблений в КОНКАКАФ — футбольной ассоциации, объединяющей страны Северной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке — и потому попадает под американскую юрисдикцию. Обвинения против неамериканских фигурантов связаны с этим расследованием.
Формально американская сторона объясняет и то, почему аресты по делу были произведены в Швейцарии накануне голосования по кандидатуре президента ФИФА: фигуранты, интересовавшие США, могли быть арестованы одновременно только в одном случае — на общем съезде ФИФА.
Это является дополнительным указанием на высокий уровень координации действий с швейцарскими правоохранителями, которые были поставлены в известность о случившемся.
Практический смысл произведенных в Швейцарии арестов не вполне ясен: по мнению экспертов, процедура экстрадиции из Швейцарии в США по обвинению в финансовых преступлениях очень сложна и имеет мало успешных прецедентов. Следует, в частности, доказать, что инкриминируемые деяния являются преступлением по достаточно либеральному в этом вопросе швейцарскому законодательству. Тем не менее одним из эффектов может стать долгий процесс, который в любом случае будет серьезным имиджевым ударом по ФИФА.
Судя по пресс-релизу ФБР, выпущенному в связи с арестами, американские правоохранители хотят дать делу максимальную информационную раскрутку. Американская сторона заявляет о решимости положить конец «десятилетиям беспардонной коррупции» и дать «новый старт» мировому футболу.
Таким образом, к каким бы результатам ни привело расследование, скорее всего, США, уже благодаря его факту, получат большое влияние на происходящее в ФИФА.
А аресты накануне голосования по кандидатуре Зеппа Блаттера не могут не иметь воздействия на голосование. Блаттер, который возглавляет ФИФА с 1998 года, — опытный аппаратчик, и эксперты отмечают, что реальных конкурентов на пост главы организации у него нет.
Единственный конкурент Блаттера на этом посту — один из сыновей иорданского короля Абдаллы, принц Али бен Аль Хуссейн, выпускник британской и американской академий. Как отмечает дубайский эксперт-ближневосточник Теодор Карасик, принц Али считается «проамериканской фигурой», он рассматривается в Вашингтоне как борец с коррупцией. «Скорее всего, обвинения в коррупции будут доведены до конца», — предполагает эксперт, по мнению которого потенциальной задачей принца Али мог бы быть процесс по «очищению ФИФА».
Расследования коррупции наверняка будут использованы против России и ее политической элиты.
«Ничего не может быть хуже для Путина, чем потерять возможность проведения чемпионата мира по футболу. Это может быть гораздо серьезнее, чем экономическая рецессия и ухудшение уровня жизни. Россияне могут жить без импортных продуктов и турецких курортов, но они не хотят, чтобы их считали страной-изгоем, которая не заслуживает чемпионата», — пишет обозреватель журнала Forbes Пол Родерик Грегори.
По словам политолога-американиста Арега Галстяна, скандал «назревал давно», и сейчас американцы «собрали достаточно доказательств и проводят чистку». «При этом сам Блаттер может связать расследование с политикой, а Путин может сказать, что это американский беспредел», — говорит эксперт.
Примечательно, что еще в апреле группа американских сенаторов написала письмо в адрес Блаттера с требованием лишить Россию права проводить чемпионат мира по футболу в связи с событиями на Украине. «Возможность для России провести чемпионат мира самым неподходящим образом возвеличивает режим Путина, в то время когда он должен быть осужден, а также дает экономические послабления…» — говорится в письме, подписанном группой из 40 сенаторов.
Экс-вице-президент РФС Валерий Драганов уверен, что при любом исходе дела чемпионат в России все равно пройдет. Однако шансы самого Блаттера быть переизбранным на новый срок теперь — «50 на 50».
Программу принца Али он расценивает как «интересную»: она может помочь развитию футбола. Если же новый глава ФИФА станет «плясать под американскую дудку», он быстро потеряет влияние. «Члены исполкома ФИФА имеют большую легитимность, это люди, которые знают о футболе все», — говорит Драганов.
Судя по первой реакции на новость об арестах — в частности, призыва главы УЕФА Мишеля Платини к Блаттеру подать в отставку и вообще отсутствию какой-то явной поддержки нынешнего президента внутри ФИФА, заинтересованность в проведении такого расследования имелась и у многих членов организации. Причем в некоторых случаях речь идет и о прямой политической поддержке, например со стороны британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. «Премьер полностью поддерживает позицию Футбольной ассоциации Англии (ФА), выступающей за увольнение Блаттера», — заявили в пресс-службе Кэмерона.
Противовесом этому можно считать упомянутое выше заявление Путина о том, что аресты в ФИФА направлены намеренно персонально против Блаттера. Однако, кажется, голос российского президента прозвучал в полном одиночестве. Больше никто в поддержку Блаттера или арестованных функционеров не выступил. Поддержка общественного мнения позволяет США заявлять, что они способны вести дела так, чтобы не вызывать обвинений в произволе. Им удалось убедить, что они выступают не в своих, а в широко понимаемых общих интересах.