Идея провести референдум по вопросу выхода Великобритании из ЕС захватила премьера Дэвида Кэмерона несколько лет. Политик обещает, что если он вновь возглавит правительство по итогам выборов, то снова поставит вопрос о проведении референдума весной 2017 года.
Одна из наиболее веских причин для выхода Британии из Евросоюза — нежелание британцев принимать у себя еще больше мигрантов. В последнее время ситуация обострилась из-за ухудшения ситуации на Ближнем Востоке: многочисленные беженцы плывут в Италию, откуда пытаются попасть в различные страны ЕС. Британия обязана принимать мигрантов согласно квотам, которые выделяет для этого ЕС. Не жалует Британия и мигрантов-европейцев — прежде всего из бедных стран Восточной Европы.
Кэмерон уже объявил, что мигранты из стран ЕС, даже проживающие в Великобритании многие годы, не будут иметь права принимать участие в референдуме. Кэмерон также выступает против участия в нем и граждан моложе 18 лет, что вызвало бурю возмущения со стороны его противников.
Избирательный возраст в стране — 18 лет, правда, он был понижен для резидентов Шотландии. Сторонники голосования для 16-летних, считают референдум о пребывании Великобритании в ЕС особым случаем, однако Кэмерон с ними не согласен. На референдуме о судьбе Шотландии молодежь голосовала за выход из состава Великобритании, хотя сторонники единства и победили.
В случае референдума по выходу страны из Европейского союза голос 16-летних тоже может сыграть серьезную роль в судьбе страны. Согласно опросам, в большинстве своем молодые британцы предпочли бы, чтобы страна осталась в ЕС — это дает больше возможностей найти работу за пределами Великобритании.
В общей сложности выход Великобритании из ЕС поддерживает треть населения страны.
Больше всего сторонников такого радикального решения среди электората националистической Партии Соединенного Королевства (13%), однако большое количество желающих покинуть ЕС есть и среди лейбористов. Согласно официальной позиции партии, ее сторонники не хотят выхода страны из ЕС, но выступают за передачу полномочий из Брюсселя в Лондон.
Впрочем, эксперты отмечают, что именно на это в конечном итоге рассчитывает Кэмерон: громко заявляя о возможном выходе, Кэмерон на самом деле хочет лишить Брюссель части полномочий и укрепить позиции Великобритании в ЕС.
Кэмерон не раскрывает своих планов относительного того, как он хочет пересмотреть формат отношений с Европейским союзом, однако его сторонники говорят, что он не хочет следовать принципам формирования тесного интеграционного экономического союза с другими членами ЕС. Он также не хотел бы, чтобы на Великобританию распространялись различные благотворительные акции ЕС в отношении мигрантов, в том числе налоговые послабления.
Крупнейшие страны ЕС, естественно, возражают против возможного маневра Великобритании: выход державы такого уровня может угрожать стабильности всего Евросоюза.
Впрочем, к своеобразному «параду суверенитетов» возможный выход Великобритании из Европейского союза не приведет, говорит глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
По его словам, в настоящее время в ЕС, который создавался как добровольное объединение стран, не предусмотрена формальная процедура выхода и, в случае «если прецедент будет создан, это подтолкнет ЕС к выработке таких механизмов».
В случае выхода второй крупнейшей в ЕС экономики стабильность Европейского союза нарушится. «Британия — страна с более либеральной, менее дирижистской экономикой, и, если ее не будет, ЕС станет идеологически сильнее, чем сейчас, но тогда в союзе не будет противовеса влиянию Германии», — объясняет Лукьянов.
Канцлер Германии Ангела Меркель уже заявляла год назад, что лучше уж пусть Британия выйдет из ЕС, нежели союз пойдет на уступки. Как пишет The Guardian, Германия и Франция уже формируют нечто вроде союза, нацеленного на более тесную интеграцию внутри еврозоны, который бы не противоречил Лиссабонскому договору.
Кэмерон же, в свою очередь, требует пересмотреть Лиссабонский договор в сторону уменьшения европейских бюрократических барьеров. Он утверждает, что это мешает развитию британской экономики; ежегодные потери британских бизнесменов составляют почти $12 млрд.
По мнению заведующего отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергея Уткина, в ЕС «обеспокоены происходящим», но он сомневается, что это послужит для кого-то примером. «После референдума, в случае, если на нем победят сторонники выхода из ЕС, нужно будет суметь этот выход относительно безболезненно для страны реализовать и затем показать гражданам преимущества, появившиеся в результате неучастия в ЕС. Есть большие подозрения, что аргументы сторонников выхода из Евросоюза на поверку окажутся популистскими, а реализация их идей ударит не столько по ЕС, сколько по самой Великобритании», — говорит Уткин.
Впрочем, последствия прогнозировать пока не берется никто. Лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен, например, заявила, что проведение референдума о будущем Великобритании в ЕС может спровоцировать проведение повторного референдума о независимости Шотландии.