До захвата ИГИЛ (деятельность группировки запрещена в России) Пальмира оставалась одним из главных памятников древности на территории Сирии. Город находится под охраной ЮНЕСКО, и археологи опасаются, что он может быть разрушен радикалами, которые до этого варварски расправлялись с экспонатами музея в Ираке.
По мнению специалиста в области исламского экстремизма Натальи Андрехилл из Университета Трент в британском Ноттингеме, захват Пальмиры имеет для исламистов символическое значение: «Уничтожая руины города, а также артефакты, они уничтожают еще одну часть истории, что дает им возможность строить Сирию такой, какой они себе ее представляют, без того багажа, который связывает ее с современным миром», — говорит эксперт в комментарии для издания The Independent.
Но с военной точки зрения главное, что Пальмира находится всего в четырех часах езды на автомобиле от столицы Сирии Дамаска.
Иностранные СМИ свидетельствуют, что, войдя в город, исламисты обезглавили несколько местных жителей, в которых они подозревали сторонников Асада. Зверские казни, которые устраиваются публично, уже давно стали «фирменным знаком» исламистов — от их рук погибли также уже более десятка иностранных журналистов, освещавших конфликт в Сирии.
Государственное телевидение подтвердило, что правительственные войска покинули город. В свою очередь, на странице исламистской группировки в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) сообщается, что правительственные силы «оставили на улицах много трупов». В четверг сирийская армия под ударами боевиков также покинула свой последний пункт базирования в провинции Идлиб на северо-западе страны.
Исламисты в последнее время одержали несколько крупных побед над правительственными войсками, и, по утверждению проживающего в Великобритании сирийского правозащитника Рами Абдурахмана, боевики контролируют уже половину территории Сирии.
По словам международного эксперта по Ближнему Востоку Теодора Карасика, боевики-исламисты уже активно действуют в таких городах северо-востока страны, как Алеппо, Хомс и Хасана, а также успешно продолжают наступление.
«ИГИЛ сегодня находится на марше, а конечная цель захвата все большего количества земель — создание протогосударства, которое может быть объявлено в первый день Рамадана (середина июня). Этот факт будет рассматриваться как серьезная победа сторонников ИГИЛ и сокрушительное поражение коалиции, которая проводит операцию», — говорит Карасик.
В настоящее время коалиция под руководством США и части европейских стран наносит по боевикам ИГИЛ удары с воздуха, в ходе которых удалось повредить инфраструктуру боевиков. Американские спецназовцы также смогли на прошлой неделе ликвидировать одного из лидеров ИГИЛ, однако серьезно на продвижение боевиков повлиять не удалось.
На полноценной наземной операции против ИГИЛ настаивает Турция, опасающаяся, что станет следующей целью фундаменталистов, но другие страны – участники коалиции ее в этом не поддерживают. Часть экспертов считает, что победу над ИГИЛ можно было бы одержать, если бы США и войска коалиции объединили бы свои действия с армией президента Сирии Башара Асада, однако это невозможно: США считают Асада врагом, как и самих исламистов, и поддерживают так называемую светскую оппозицию, сражающуюся против режима Асада.
По мнению Андрехилл, успехи, достигнутые ИГИЛ, демонстрируют, что исламисты ни в коей мере не ослабли, о чем в последнее время много говорили представители американского правительства.
«Более того, главная опасность, исходящая от исламистов, состоит в том, что они могут отступать и перегруппироваться», — отметила Андрехилл в комментарии для издания Independent.
Эксперты полагают, что под ударами исламистов и «светских оппозиционеров» режим Асада пал бы еще быстрее, если бы не поддержка соседнего Ирана, который поставляет Дамаску не только оружие, но и вооруженные формирования шиитской милиции, сражающиеся в авангарде борьбы против ИГИЛ. Однако каждый километр, пройденный экстремистами в направлении Дамаска, ослабляет волю правительственных сил, уверены наблюдатели.
Тем временем боевики укрепляют свои позиции и в Ираке, где они также одержали целый ряд побед над правительственной армией. В борьбе Багдада против исламистов косвенно участвует и Россия, которая поставляет оружие. В четверг глава МИД России Сергей Лавров заявил, что поставки оружия Ираку будут продолжены.
Как заявил Лавров, «мы все возможные запросы Ирака будем максимально стараться удовлетворить, чтобы их обороноспособность и способность изгонять со своей территории ИГИЛ и других террористов была обеспечена».
США также собираются отправить правительству Ирака более 2000 противотанковых ракет для борьбы с исламистами, однако для этого решения американской администрации, в отличие от их российских коллег, необходимо получить одобрение законодательного органа — конгресса.
В свою очередь, боевики активно используют танки советского производства Т-72, которых в Ираке в избытке со времен Саддама Хусейна. Ранее в западной печати отмечалось, что у боевиков может быть около 10 танков, захваченных ими у правительственных сил.
Интересно, что теоретически по одну сторону баррикад в борьбе с ИГИЛ могут оказаться правительство Израиля и его злейший враг — шиитская группировка ХАМАС, отмечает телеканал Fox News со ссылкой на свои источники. Обе стороны, по утверждению телеканала, ведут тайные переговоры о возможном противодействии ИГИЛ.
Президент США Барак Обама в четверг в интервью журналу Atlantic сказал, что США не проигрывают войну исламистам: «Я не думаю, что мы проигрываем. Без сомнения, это тактическое отступление»