В четверг на сайте Совета Федерации был опубликован текст председателя комитета по международным делам Константина Косачева под заголовком «Кто на самом деле готовит Донбассу судьбу Крыма?».
В начале текста он приводит слова лидера «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде Украины Юрия Луценко, который заявил, что Донбасс не может получить никакого особого автономного статуса из-за случившегося с Крымом: «Надуманный в 1991 году особенный статус, когда облсовет вдруг стал Верховной радой Крыма, рано или поздно приводит к сепаратизму и противопоставлению какой-то отдельной части страны ко всей стране».
«Иными словами, — пишет Косачев, — по логике одного из ведущих (!) украинских политиков <…> Украина потеряла Крым, потому что дала ему слишком МНОГО автономии. Надо было, дескать, пресечь крымскую «вольницу» с самого начала, и были бы сейчас у Украины с полуостровом совет да любовь».
По версии же сенатора, «на самом деле все ровно наоборот: именно недооценка специфики Крыма Киевом и последовательное нивелирование его особого статуса на протяжении двадцати с лишним лет совместного существования <…> и спровоцировали все последующие проблемы».
И далее добавляет: «И ровно то же самое (повторение крымского сценария. — «Газета.Ru») либо произойдет, либо не произойдет с юго-востоком, в зависимости от того, какой вариант действий предпочтут в Киеве».
По мнению Косачева, если Украина сохранит Донбасс в своем составе, она должна отнестись к нему как к особому региону: «В том числе с учетом тех жертв, которые он понес в результате АТО, оказавшейся войной со своим народом. И тот факт, что власти Донецкой и Луганской народных республик в это же самое время представили Киеву предложения по изменению конституции Украины, в частности о закреплении особого статуса Донбасса, внеблокового статуса Украины и т.д., свидетельствует об их готовности договариваться несмотря ни на что».
Заявление сенатора прозвучало на фоне проблем с выполнением минских соглашений.
Ранее представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего направили в Киев свои предложения по проведению конституционной реформы и проведению местных выборов на подконтрольных им территориях.
В Донецке и Луганске настаивают на расширенной автономии для региона, наделении дополнительными правами и полномочиями местных властей, а также на особом статусе для русского языка.
Также лидеры непризнанных республик требуют «независимого формирования населением отдельных районов временных избирательных комиссий», недопуска к выборам украинских партий, «представители которых принимали участие во введении режима АТО, экономической блокады». Пушилин и Дейнего требуют также полной отмены АТО и амнистии всех участников конфликта, ссылаясь на соответствующие пункты минских соглашений. На таких условиях сепаратисты готовы вернуться в состав Украины.
Секретарь СНБО Александр Турчинов саркастически прокомментировал ультиматум самопровозглашенных руководителей ЛНР и ДНР: «На правах автономии мы готовы вернуть в состав Украины только Кубань. Все остальные территории, входящие в состав Украины сейчас и признанные украинскими мировым сообществом, имеют и будут иметь права такие же, как и все остальные регионы Украины согласно действующей конституции Украины».
Украинские власти хотят, чтобы выборы проводились по согласованию с центральными властями, а не представителями ДНР и ЛНР, объявленных на Украине террористическими группировками. Как неоднократно писала «Газета.Ru», минские соглашения хоть и смогли прекратить горячую фазу конфликта, но их пункты по-прежнему не выполняются.
«Полного и дословного соглашения минских соглашений требуют все стороны: и Москва, и Киев, и НАТО, и Евросоюз, и Германия. На мой взгляд, дай бог выполнить хоть один пункт этих соглашений. Пока ни один из них не выполнен», — комментирует украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Заявление Косачева можно рассматривать как элемент давления на Киев, чтобы заставить его быть более сговорчивым в отношении последних предложений ДНР и ЛНР», —
комментирует глава Центра политической конъюнктуры, околокремлевский политолог Алексей Чеснаков. Эксперт не исключает, что претензии к Украине будут нарастать, «поскольку Киев опаздывает с реакцией на инициативы республик (речь идет о предложениях для конституционной комиссии)».
«Политический тайминг очень жесткий. Если Порошенко не может решить, какой сценарий выбрать, это уже означает не просто потерю времени, а потерю очередной территории. Признание будет означать выход из минских соглашений. Вряд ли до конца лета на это будут готовы. Но если явных позитивных сдвижек, связанных с работой подгрупп, не будет, то вариант с признанием нельзя исключать. Крымский сценарий повторить невозможно. Но Киев настолько прямолинеен, что не следует исключать оригинального «донбасского сценария», — заключает Чеснаков.
Заявление Косачева — часть игры, направленной на реализацию сценария, по которому две сепаратистские республики сохраняют самостоятельность, но при этом будут находиться на содержании Киева, считает Владимир Фесенко.
«Поэтому Киев и европейцев пугают. Попытка реализовать сценарий (похожий на крымский. – «Газета.Ru») сломает всю игру Москвы, направленную на хотя бы формально выполнение минских договоренностей, а самое главное — на ослабление санкций против России. Поэтому всерьез эти заявления не воспринимают. Если пойдут на этот сценарий, это будет уже проблема Москвы, а не Украины».
Важным фактором, определяющим судьбу Донбасса, становится конституция, которую Киев должен принять этой осенью. Если Украина не пойдет на уступки по децентрализации, Москва наверняка предпримет шаги по усилению контроля и активизации процесса госстроительства в самопровозглашенных республиках.