Профильный комитет нижней палаты парламента должен рассмотреть поправки к документу уже 12 мая, в первый рабочий день после праздников.
Законопроект был внесен в Госдуму 26 ноября 2014 года эсэром Александром Тарнавским и членом ЛДПР Антоном Ищенко. Как уже писала «Газета.Ru», авторы документа предложили создать в России реестр нежелательных иностранных организаций, чья деятельность будет сочтена угрожающей обороноспособности, безопасности государства, основам конституционного строя, общественному порядку, здоровью населения или нравственности граждан.
Деятельность таких организаций на территории РФ народные избранники предложили запрещать.
Критики сразу же обратили внимание на то, что критерии, по которым организация может быть причислена к «нежелательным», крайне расплывчаты. Кроме того, непонятно было, структур какого типа должен коснуться новый закон. По сути, попасть в реестр могла любая, в том числе коммерческая, иностранная организация.
Документ был принят в первом чтении 20 января, а затем «завис». Срок внесения поправок к нему переносился несколько раз. Теперь ситуация сдвинулась с места: 12 мая профильный комитет по конституционному законодательству должен рассмотреть поправки.
Источник в руководстве Госдумы пояснил «Газете.Ru», что задержка была связана с тем, что к документу имелись замечания со стороны ведомств, которые должны быть задействованы в цепочке принятия решений о включении организаций в реестр.
«Сейчас все ведомства вышли на единый текст. Думаю, до конца весенней сессии законопроект будет принят», — прогнозирует собеседник «Газеты.Ru».
Как ранее рассказывал «Газете.Ru» информированный источник, решение о необходимости подготовки законопроекта, предполагающего создание реестра нежелательных иностранных организаций, принималось на уровне Совбеза.
По словам другого источника, законопроект разрабатывался в Минюсте и предполагалось, что в Госдуму его внесет правительство. Однако подготовить документ в установленные сроки Минюст не успел, и поскольку процедура внесения законопроектов через кабмин сложна и забюрократизирована, то решено было пойти иным путем: внести его через депутатов.
Основная масса поправок внесена в законопроект самим Тарнавским. Он рассказал «Газете.Ru» об их сути.
В первую очередь, по словам парламентария, возникла необходимость тщательней прописать статус организаций, подпадающих под этот закон. И здесь предложено два варианта. Либо убрать из проекта слово «международные», оставив только формулировку «иностранные организации». Вторая возможность – уточнить, что законопроект касается только «международных неправительственных организаций». Тарнавский считает, что именно последний вариант наиболее вероятен к принятию.
«Здесь мы подчеркиваем, что закон не коснется организаций типа ООН», – объяснил депутат.
Изменен и порядок внесения организаций в реестр. Изначально предлагалось следующее: правоохранительные органы и органы безопасности должны были направлять соответствующую информацию в Генпрокуратуру, а та по согласованию с МИДом решала вопрос о внесении организации в реестр.
Теперь из цепочки принятия решения предлагается изъять силовые структуры.
Кроме того, на тот случай, если организация признается нежелательной, отдельно прописывается, что банки должны отказать ей в проведении любых операций.
Помимо перечисленного, по аналогии с законом об иностранных агентах, законопроектом предусматривается исключение «нежелательной организации» из реестра. Решение об этом также, согласно поправкам, должно приниматься Генпрокуратурой.
К законопроекту поступила и поправка от комитета Госдумы по уголовному и гражданскому законодательству. Согласно ей, уголовное наказание для «нежелательной организации» должно наступать, если структура была уличена в нежелательной деятельности дважды в течение одного года. Изначальная формулировка более расплывчата: «…если это деяние совершено неоднократно».
Наконец, под действие закона по-прежнему должны подпадать коммерческие организации, что Тарнавский объясняет неблагоприятной международной ситуацией. По замыслу, это позволит государству отвечать на санкции со стороны Запада. «Как вы помните, они, в частности, затронули действие концерна «Калашников». Теперь и мы сможем принимать меры против их аналогичных структур», – рассказывает Тарнавский.
В то же время он успокаивает, что те организации, у которых российский юридический адрес, «нежелательными» не могут стать даже потенциально:
«Все зависит от владельца. Люди часто путают бренд и принадлежность организации. Тот же «Макдоналдс» на Пушкинской может иметь российского владельца, а вот ряд известных рейтинговых агентств действительно управляются из-за рубежа».
Закон настолько «идиотский», что не должен пройти через думский комитет по конституционному законодательству, надеется профессор Высшей школы экономики Елена Лукьянова.
По ее мнению, в случае принятия закон будет действовать просто: например, Transparency International обнародует рейтинг восприятия коррупции, в котором Россия займет место где-нибудь между африканскими государствами, и власти в ответ запретят организацию.
«Это изоляционизм, абсолютно вредный, неграмотный законопроект, который нанесет огромный вред. Толку от него не будет, потом отменят, если примут. У нас за последнее время несколько подобных проектов, громко озвученных прессой, в итоге не проходили через комитет. Конечно, есть приказ сверху, но есть и опасения, поскольку в конституционном комитете сидят юристы. Какие бы подвластные депутаты ни были, начиная с Плигина и Вяткина (единороссы из конституционного комитета Думы), они прекрасно понимают, что ответственность потом будет на них», — говорит Лукьянова.
Лукьянова критически отнеслась и к исключению чекистов из цепочки принятия решения: «Они хоть и более коррумпированы, чем прокуроры, но более компетентны».