Во вторник, 5 мая, участники воздушного парада впервые пролетели над Москвой. Наблюдатели зафиксировали, что часть боевых групп шли не строго друг за другом, а в стороне. Оказалось, что это не случайно. В 2015 году летчикам впервые сократили прямой участок полета, поэтому вписаться в один строй оказалось намного сложнее.
Как рассказал «Газете.Ru» начальник Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России им. В.П. Чкалова генерал-майор Александр Харчевский, если в предыдущие годы самолеты выстраивались в одну линию на удалении порядка 90 км от Москвы, то в этом году их сводят в один строй уже над Москвой — в районе Речного вокзала.
«Если бы вы были в районе Речного вокзала, вы бы видели, как они сходятся с разных сторон. Даже когда летишь, видно, как разные группы выходят на боевой путь — одни слева, другие справа, и так по очереди. И тут с земли может быть визуально небольшое смещение, но на площадь все выходят одинаково», — пояснил Харчевский.
По его словам, точка схождения впервые определена на расстоянии 15 км от Красной площади, а точное построение «хвост в хвост» должно произойти за 5–6 км от Кремля.
Это расстояние истребители и бомбардировщики пролетают меньше чем за минуту. Причина такого сокращения маршрута — в большом количестве авиатехники.
«Такого количества самолетов еще не было. И если их выстраивать, как раньше, в длинную линию, летчикам будет неудобно. С точки зрения построения нынешний способ оптимальный. Хотя, конечно, требует от экипажей больше внимания — очень важен выход точно по времени на все поворотные точки и на точку схождения», — подчеркнул Харчевский.
Сам Харчевский участвует в парадном строю за штурвалом бомбардировщика Су-34, который пролетит в группе «Тактическое крыло» из десяти самолетов.
Экс-командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов, неоднократно летавший в парадном строю над Красной площадью, пояснил «Газете.Ru», что новый порядок построения требует от летчиков и наземных служб повышенной концентрации.
«Сложно одинаково всем — и тем, кто контролирует снизу, и тем, кто находится в самолетах. Потому что в случае нестандартных ситуаций наземные службы должны оперативно всех оповестить, чтобы уже в воздухе летчики смогли принять решение об этих нюансах. Проще, если боевой участок длиннее, на нем можно устранить все огрехи, промахи выхода по времени. А когда он короткий, нужно очень быстро реагировать и быстро принимать решения, чтобы выйти по времени, сохранить свою дистанцию», — пояснил Морозов.
По его словам, укороченный «боевой» участок — следствие большого количества самолетов, которые взлетают с разных аэродромов и подлетают к Москве с разных сторон.
«Раньше схождение было с двух сторон — с севера и с юга, соответственно, маршруты делились на южный сектор и северный. Сейчас уже три направления, что усложняет задачу, потому что каждая группа должна выйти в эту точку в строго заданное время и со своего направления, и потом развернуться на боевой курс. В итоге времени стало поменьше, потому что прямолинейный участок сократился за счет того, что выходы с разных сторон», — пояснил экс-командир «Стрижей».
По его словам, группы самолетов идут с интервалом 20 секунд, при этом, чтобы не попасть в спутный след предыдущей авиагруппы, у них есть запас всего в 50 метров высоты.
«Если группа снижается на свою высоту, допустим 270 метров, и ее начинает сильно болтать от предыдущей группы, то у ведущего должно быть время на то, чтобы изменить высоту до выхода на Красную площадь, потому что над Красной площадью все должны идти без изменения вертикальной скорости. Момент прохода — всего порядка трех секунд, а само действие — порядка семи секунд, когда ты видишь Красную площадь, и если идет отстрел (салюта), то звучит команда — приготовиться к отстрелу. Исторический музей — это уже рубеж», — напомнил летчик.
В воздушной части парада Победы принимает участие более 140 самолетов и вертолетов 21 типа, в том числе новейших. Впервые в параде участвуют самолеты Су-35 и Су-30, вертолеты Ми-35М и «Ансат-У». Традиционно над Красной площадью пролетят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3, заправщики Ил-78, транспортники Ил-76 и Ан-124 «Руслан», истребители Су-27, МиГ-29СМТ, высотные перехватчики МиГ-31, фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25СМ, учебно-боевые Як-130, а также боевые и транспортные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-26, Ми-8АМТШ.
На слаживание у экипажей воздушного парада осталась одна попытка — 7 мая они пролетят над Москвой во время генеральной репетиции парада, а 9 мая — уже сам парад.
Примечательно, что впервые с 1995 года в парадном строю самолетов пролетит главком ВВС России. Владимир Бондарев будет за штурвалом стратегического ракетоносца Ту-160 во главе воздушного строя. Ожидается, что он прямо из кабины самолета поздравит участников парада и ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы. Вести экипажи с земли будет начальник авиации ВВС России генерал-майор Сергей Кобылаш.