Мероприятия, приуроченные к столетию геноцида армян, помимо Путина, посетят лидеры Сербии, Кипра, а также президент Франции Франсуа Олланд, который представляет страну, где проживает самая крупная армянская диаспора.
Массовое убийство армян, которых правители Османской империи объявили предателями, произошло в 1915 году. Жертвами турецких националистов-«младотурков» стали, по оценкам историков, более 1,5 млн человек. Почти каждая армянская семья имеет среди родственников людей, пострадавших от геноцида. Правительство Турции называет погибших жертвами гражданской войны, а не целенаправленной политики правительства.
Политолог Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги признался, что до последнего не верил, что Путин поедет в Ереван и подвергнет риску российско-турецкие отношения. Малашенко считает, что своим поступком Путин работает над удержанием Армении в орбите Евразийского союза, поскольку глава страны Серж Саргсян в этом вопросе колеблется.
Визит Путина — первый после трагедии в Гюмри, когда российский солдат, бежавший из воинской части, расстрелял армянскую семью. Несмотря на то что за этим последовала серия митингов, в том числе с антироссийскими лозунгами, эксперты отмечают, что России удалось не допустить ухудшения отношений с Арменией.
Чтобы избежать этого, она даже пошла на беспрецедентный шаг, заявив, что преступника будут судить по российским законам, но сам суд пройдет на территории российской базы в Армении.
Как во многих других странах постсоветского пространства, в Армении наблюдается определенное брожение, связанное с тем, что часть общества ориентирована на традиционные связи с Россией, а другая настроена прозападно. После событий в Гюмри были даже разговоры о возможности армянского «майдана», но сейчас ситуация выглядит относительно спокойной.
Стоит отметить, что Армения имеет важнейшее значение для России как военный форпост на Кавказе. Это государство также является членом Евразийского союза.
«Евразийский союз и Армения дороже Путину, чем Турция. Он надеется, что турки отнесутся к поездке с пониманием, хотя вокруг Эрдогана найдутся люди, которые раскритикуют его. Хотелось бы думать, что визит продуман, как и все его обстоятельства. Потому что если это сделано так, как Путин принимал решение по Крыму, то это может привести к очень печальным последствиям», — уверен Малашенко.
Впрочем, отмечает политолог, в данном случае Путин ведет себя во вполне европейском духе: Запад признает геноцид и категорически не идет на уступки Анкаре:
«Москва косвенно проявляет солидарность с остальным миром».
Российская Госдума два раза принимала заявление относительно геноцида армян, в 1995 и 2005 годах, а президент России Владимир Путин стал первым российским лидером, посетившим мемориал жертвам геноцида. «Россия всегда воспринимала эту трагедию армянского народа как свою собственную. Преклоняемся перед жертвами геноцида армян», — написал президент в книге для почетных посетителей мемориала.
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Виктор Надеин-Раевский отмечает, что помимо расхождений по вопросу отношения к геноциду армян у Москвы остается много других неурегулированных вопросов в отношениях с Анкарой.
Стороны расходятся в позициях по гражданской войне в Сирии, урегулированию ситуации на Кипре, определенные трения возможны и по крымско-татарскому вопросу. А премьер Турции Реджеп Эрдоган заявлял, в частности, что малайзийский «Боинг» был сбит ракетой, выпущенной «со стороны России».
Несмотря на все политические разногласия, продолжает собеседник, Россия и Турция активно сотрудничают во внешней торговле, сфере энергоносителей, проекте «Турецкого потока»:
«Мы идем на то, чтобы сделать Турцию основной транзитной территорией для экспорта газа в Европу, что крайне важно и для экономики самой Турции. С другой стороны, Россия активно открывает свои рынки для Турции, идут переговоры по взаимодействию с ШОС, Таможенным союзом, созданию зоны свободной торговли».
Стоит отметить, что Турция в день, когда Армения проводит мероприятия в память геноцида, демонстративно отмечает собственное мероприятие, которое посвящено 100-летию Дарданелльской операции. Речь идет о событиях Первой мировой войны, когда британские войска и их союзники пытались захватить тогдашнюю столицу страны Стамбул, но были отбиты турецкими войсками.
Россию на торжествах будет представлять спикер Госдумы Сергей Нарышкин. По иронии судьбы Россия в то время была союзником Великобритании в борьбе против Турции и Германии.
Что касается США, то, в отличие от России и Франции, в Ереване они будут представлены на гораздо более низком уровне: во главе делегации будет министр финансов США Джекоб Лью.
Издатель портала American Studies американист Арег Галстян поясняет, что Лью — «нейтральная» фигура в отличие от госсекретаря Джона Керри и вице-президента Джо Байдена, у которых есть связи с армянскими лоббистскими структурами.
«В гуманитарном и историческом смысле США никогда не отрицали факт геноцида. Однако Белый дом не хочет придавать признанию политический оттенок, чтобы не портить отношения с Турцией, которая остается важнейшим союзником США в НАТО. Американо-турецкие военные отношения имеют стратегическое значение», — считает Галстян, который добавляет, что для России Турция в большей степени остается экономическим партнером.
Ближневосточный аналитик Теодор Карасик считает, что Путин находится в более выигрышной позиции, чем его американский коллега Барак Обама.
«Кремль понимает, что Обама пытается заигрывать с Турцией в ситуации Сирии, а также координировать усилия в отношении азербайджанской энергетики. В этом случае кремлевский медведь, который не портит отношения ни с теми, ни другими, оказался умнее советников Обамы», — считает эксперт.
В повестке визита Путина стоит и встреча российского президента со своим коллегой Франсуа Олландом. Среди тем, которые будут обсуждаться на двусторонней встрече, — ситуация с вертолетоносцами «Мистраль», построенными Францией для России. Президент Франции наложил вето на поставку кораблей в Россию, однако обе стороны ищут выход из положения.
Тем не менее в основном беседа будет посвящена ситуации на Украине, отмечают в Кремле, — две страны являются участницами «нормандской четверки».