Сипиля, который, вероятнее всего, станет премьером страны, заявил в понедельник в интервью радиостанции Deutsche Welle, что «политика в отношении России не изменится».
Он и прежде поддерживал сохранение санкционного режима, однако выступал против тесного сближения Финляндии и НАТО. Теперь же он выступает за сотрудничество с альянсом.
Кандидат на пост премьера Финляндии, 53-летний Сипиля многие годы работал в телекоммуникационном бизнесе. Он был избран в парламент страны в 2011 году и стал лидером партии в 2012-м. Среди его предвыборных обещаний — создание 200 тыс. новых рабочих мест.
На выборах в однопалатный парламент страны его партия «Финляндский центр», заняв первое место, может претендовать на 49 мест. За ней следует правонационалистическая партия популистского толка «Истинные финны», которая иногда именует себя просто — «Финны». У них около 38 мест.
Как отмечают финские эксперты, Сипиля может пригласить «Финнов» в коалицию. Британский журнал Economist напоминает, что в 2011 году они уже завоевывали второе место на парламентских выборах, однако ее лидер Тимо Сойни тогда предпочел не участвовать в правительственной коалиции.
Однако сейчас лидер партии смягчил отношение к политическим компромиссам и не прочь получить министерский пост. Популизм партии приутих, она больше не требует выхода из зоны евро и, чтобы понравиться умеренным избирателям, смягчила свою позицию по ряду других проблем. Правда, в результате они потеряли незначительное число голосов избирателей.
Тем не менее перспектива вхождения в правительство «евроскептической» партии, настроенной против эмиграции, вряд ли обрадует чиновников в Брюсселе. Стоит отметить, что ранее представители партии выступали с пророссийских позиций — звучали даже предложения о создании военного союза двух стран.
Повлияет ли возможное вхождение «Финнов» в коалицию на отношения с Россией, судить пока трудно. Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской академии наук Сергей Уткин считает, что влияние может быть опосредованным: «Скорее, оно может повлиять на отношения с Брюсселем, а через это на нас».
Однако, как заявил «Газете.Ru» на условиях анонимности один из финских оппозиционных политиков, вряд ли России стоит надеяться на изменение отношений, даже если правые радикалы получат правительственные посты.
По его словам, отношение к России ухудшилось после событий на Украине по всему политическому спектру: «Я люблю вашу страну, но надеюсь, что в будущем у вас не будет, так как сегодня», — сформулировал свою позицию оппозиционер.
Тем не менее Уткин из Центра ситуационного анализа Российской академии наук считает, что усилия нового правительства будут направлены в сторону большей «прагматизации» отношений между странами: «Финляндия не заинтересована ни в конфликте с Москвой, ни в расколе Евросоюза и будет выбирать взвешенные подходы с учетом этих соображений».
С такой оценкой согласен и живущий в Финляндии российский предприниматель по имени Константин, работающий в туристическом бизнесе:
«Действия России многих в Финляндии напрягают, но множество людей разделяют мнение Урхо Кекконена, что соседей не выбирают и надо уживаться».
Во времена президента Кекконена, друга советского лидера Леонида Брежнева, нейтральная Финляндия имела прекрасные отношения с СССР, а на Западе был популярен термин «финляндизация» — нахождение баланса между Востоком и Западом. Финляндия и в последующие годы оставалась крупным экономическим партнером России и сильно пострадала из-за введения Россией продовольственных санкций. Экспорт в Россию упал почти вдвое.
Интерес к теме санкций в стране сейчас особенно велик: не так давно финские власти сообщили, что неизвестные хакеры пытались получить доступ к переписке тогдашнего премьер-министра страны Юрке Катайнена, где говорилось о санкционной политике страны. Из переписки, ставшей доступной журналистам, ясно, что далеко не все даже в прежнем руководстве страны были в восторге от экономического давления на Россию. Против выступало, в частности, руководство МИД Финляндии.
Общая экономическая ситуация в стране также не блестящая: как отмечает Financial Times, у Финляндии, несмотря на существенные различия, есть немало общего и с Грецией. В частности, уровень зарплат рос на фоне падения производительности труда.
Сергей Уткин уверен, что новое правительство Финляндии «сосредоточится на решении внутренних проблем страны, для чего экономические связи с Россией могут быть важным подспорьем. Для внешнеполитического активизма как нельзя лучше подходил хорошо известный в международной политической элите харизматичный бывший премьер премьер-министр Александр Стубб. Но его проигрыш показывает, что избирателей интересует нечто другое».
Впрочем, даже Стубб не стал замораживать строительство АЭС Ханхикиви-1, в котором активное участие принимает «Росатом», а значит, в этом ключевом направлении двустороннего экономического сотрудничества проблем возникнуть не должно и сейчас.