Волнения в Константиновке начались в понедельник, после того как бронемашина украинской армии сбила восьмилетнюю девочку. ДТП произошло около 14.30 возле одной из городских больниц. Всего под гусеницы боевой машины попали три пешехода. Восьмилетняя девочка погибла на месте. Еще двое — женщина и ребенок, находившийся в коляске, — доставлены в больницу.
В штабе украинской антитеррористической операции пообещали «суровое наказание» для виновных в гибели девочки, к вечеру там сообщили, что экипаж боевой машины задержан, а командир батальона отстранен от службы на время проведения расследования.
Однако это не успокоило местных жителей, которые ближе к вечеру подошли к части, расквартированной в одной из городских школ, требуя выдать им виновников трагедии. Часть стали закидывать камнями, разбили стекла и подожгли раскиданные вокруг шины. В город выехал заместитель губернатора Донецкой области Михаил Сливка.
По неподтвержденным сообщениям, протестующие захватили здание местного СБУ.
Константиновка расположена в 33 км от Краматорска, который был одним из первых центров восстания в Донбассе весной-летом минувшего года. Несколько месяцев город находился под контролем самопровозглашенной ДНР, однако после отступления отрядов Игоря Стрелкова из Славянска и Краматорска в начале июля вернулся под контроль официального Киева.
На этом фоне будущее региона все труднее представить в мирном свете. Тем более что выполнение минских соглашений очевидно пробуксовывает: каждая из сторон обвиняет другую в их нарушении.
В понедельник президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную раду законопроект, вносящий дополнение в ст. 10 закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Согласно нововведениям, перед введением особого порядка на указанных территориях должны быть проведены выборы, но только при условии вывода с территорий «всех незаконных вооруженных формирований», при участии международных наблюдателей, допуске для освещения украинских СМИ, соблюдении принципов плюрализма и многопартийности. Самое главное, что процедура должна проводиться в соответствии с украинским законодательством.
Полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин уже заявил, что считает внесение данного законопроекта нарушением мирного плана, утвержденного нормандской четверкой, передает Донецкое агентство новостей.
Политик ссылается на то, что поправки вводятся без необходимого диалога и согласования подобных вопросов с представителями ДНР и ЛНР: «Такие поправки полностью выхолащивают содержание особого статуса и откладывают его введение на неопределенный срок».
Также, по словам представителя ДНР, до сих пор не определен перечень территорий, на которые распространится «особый статус». По словам председателя Верховной рады Украины Владимира Гройсмана, они будут зафиксированы только 19 марта.
Украинский политолог, глава центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко уверяет, что никакого «особого статуса» не должно быть вовсе.
«По букве минских соглашений речь идет об особом порядке местного самоуправления, ни о какой легализации двух сепаратистских республик речи быть не может», — разъясняет эксперт точку зрения официального Киева.
В то же время директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев сомневается, что представители республик согласятся на проведение выборов на условиях Киева. «Скорее всего, они проведут свои выборы, а потом будут торговаться. Это все начнет опять согласовываться в нормандском формате. Какие могут быть выборы по украинскому законодательству, если даже амнистия еще не проведена?» — вопрошает эксперт.
Формально минские соглашения не предписывают, должна ли амнистия предшествовать выборам или следовать за ними, но, очевидно, к выборам по украинскому законодательству людей, считающихся преступниками, просто не допустят.
В свою очередь, вице-президент российского Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что для ополченцев принципиально важно, чтобы вначале был введен особый порядок управления, а уже потом проведены выборы, а не наоборот, как, по сути, предлагает Киев.
По словам политолога, в минском соглашении довольно много расплывчатых формулировок, что позволяет той и другой стороне толковать его в свою пользу.
Карасев согласен с тем, что предлагаемый Порошенко законопроект не найдет принятия в ДНР и ЛНР, так что это лишь пиаровский ход: «Украина сделала хороший, упреждающий ход. Инициатива следует букве, но не духу соглашений. После него можно будет заявить мировому сообществу, что, несмотря на исполнение соглашения Украиной, ополченцы не готовы к диалогу, тем самым срывая мирный процесс».
«Это все преследует одну простую, но очень важную вещь — определение того, кто будет виноват за то, что ничего не получится», — согласен с коллегой Макаркин.