Как сообщается на сайте «Центра», в пятницу в Симферополе сотрудники ФСБ провели обыск в квартире сотрудницы издания Натальи Кокориной. Журналистка утверждает, что ей позвонили сотрудники правоохранительных органов и попросили приехать на квартиру родителей. «Утром позвонил мужчина, представился участковым Киевского района и сообщил, что дверь квартиры, в которой я прописана и живут мои родители, вскрыта. У родителей телефоны были отключены», – приводит слова Кокориной «Центр». Когда она приехала на место, ее задержали и отвезли в управление ФСБ, позже днем к ней допустили адвоката.
В момент проведения обыска адвоката Джемиля Темишева в квартиру не пускали, сообщается на сайте «Центра».
Сотрудники ФСБ также провели обыск в квартире бывшего редактора «Центра» Анны Андриевской, которая уехала из Крыма после его вхождения в состав России.
Андриевская рассказала «Газете.Ru», что об обысках узнала со слов родителей: «В моем доме (компрометирующих документов. – «Газета.Ru») не может быть априори, и к родителям претензий не может быть вообще никаких. Я не живу в Крыму около года», — говорит Андриевская.
Андриевская утверждает, что против нее возбудили уголовное дело за материал, опубликованный на сайте «Центра». В нем рассказывается об участии крымских добровольцев на стороне украинских сил.
«Материал, по которому возбудили дело, опубликован в декабре прошлого года. Почему уголовное дело возбудили только сейчас – загадка. Меня обвиняют в призывах к свержению власти в Крыму и нарушению целостности России, однако в материале идет речь только о волонтерах, которые помогают бойцам АТО. Я считаю это уголовное дело абсурдным, тем более что я гражданка Украины и российский паспорт не получала», — заявила Андриевская.
На момент написания заметки телефоны территориального управления ФСБ и ЦЖР не отвечали.
После присоединения Крыма к России на проукраинскую прессу и крымско-татарские СМИ, нелояльные новым властям, стало оказываться серьезное давление.
Например, 22 января сообщалось о том, что Роскомнадзор отказал в регистрации информагентству QHA, 26 января на телеканале АТР прошел обыск, до этого оборудование изъяли у телекомпании «Черноморская». Еще накануне референдума по присоединению Крыма сотрудники «Центра» жаловались «Газете.Ru», что местные власти стали «зачищать» информпространство и прокиевским журналистам стало значительно труднее работать.
В марте ОБСЕ представила доклад об ухудшении ситуации со свободой СМИ в Крыму. «Непрерывное ограничение свободных СМИ в Крыму и подавление независимых и критических мнений является очень тревожным и вызывает беспокойство<…> Я призываю тех, кто ответственен за это, остановить цензуру в СМИ, обеспечить безопасность журналистов», — заявила представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Дуни Миятович.
По ее словам, в редакциях по крайней мере шести СМИ в Крыму проходили обыски, в некоторых случаях было изъято оборудование, журналисты из по меньшей мере тринадцати независимых СМИ, а также независимые блогеры подверглись давлению.
Местные власти все подобные обвинения отрицают. Вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский в январе заявил, что «если у правоохранителей есть какие-то основания, есть сведения о нарушении закона, то эти нарушения закона уж никак не могли быть спровоцированы крымскими властями» (цитата по «КрымИнформ»). Полонский уверил, что крымская власть неизменно подчеркивает свою приверженность идеям развития свободы слова и средств массовой информации.