Оксана Дмитриева не видит для себя вариантов остаться в «Справедливой России». Вместо этого она будет готовить собственное избирательное объединение, которое собирается участвовать в думской кампании 2016 года. Говорить о точном юридическом статусе структуры пока рано, он будет зависеть от возможных изменений в законодательстве.
Конфликт Дмитриевой с руководством «Справедливой России» обнажился на прошлой неделе. На заседании центрального совета президиума партии было принято решение о замене ее на посту руководителя Санкт-Петербургского отделения «Справедливой России» Олегом Ниловым. Официально партия объясняла перестановку тем, что Дмитриевой предлагалось сосредоточиться на работе над федеральными проектами. Кулуарно к ней высказывались претензии за конфликт с администрацией Санкт-Петербурга, плохой результат на муниципальных выборах и непрохождение муниципального фильтра в качестве кандидата на пост губернатора Санкт-Петербурга.
Напомним, что еще в 2013 году на съезде эсэров Дмитриева открыто выступила против курса партии и назвала его непоследовательным. «Сначала не вставать в присутствии президента, а потом в ноги бросаться», — обрисовывает она свое видение политики руководства справедлироссов.
Сейчас политик говорит, что в новом проекте попробует реализовать то, что не получилось в «Справедливой России». «Я напоминаю, что была одним из лидеров «Справедливой России» на выборах в 2007 и 2011 годах. Думаю, что люди по всей стране, а не только в Санкт-Петербурге голосовали и за меня, и за тот месседж, который я сформулировала», — подчеркивает политик. Напомним также, что Дмитриева является заместителем руководителя фракции в Госдуме и первым заместителем председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам.
По ее словам, новый проект будет ориентирован на социал-демократическую идеологию. По мнению Дмитриевой, в стране необходимо создать профессиональную оппозицию, которая будет предлагать реальную и просчитанную альтернативу с соблюдением всех демократических принципов.
«Что касается внешнего политического курса, то мы его поддерживаем, но без истерики»,
— добавила она.
На выборах в Госдуму 2011 года в Санкт-Петербурге эсэры получили более 20% при общем результате по стране 13,25%. «Газета.Ru» уже писала, что эксперты высокого оценивают вклад в эту победу лично Дмитриевой.
Источник в окружении говорит, что решение о создании нового проекта было принято спонтанно: «Руководство эсэров ее просто загнало в эти обстоятельства, выбив из питерского отделения».
Дмитриева считает, что за ней могут последовать и ряд сопартийцев из других регионов, которые поддержали ее на том съезде.
В среду в Питере планировалась региональная конференция эсэров. Ее делегаты должны были принять решение президиума или поставить отделение под угрозу роспуска.
В российских условиях создать новую партию с мощным влиянием в большей части страны кому-то, кроме Кремля, почти невозможно, полагает вице-президент Центр политических технологий Ростислав Туровский.
Однако задача-минимум для Дмитриевой — остаться в большой политике и сохранить депутатский мандат, поэтому она попытается выиграть одномандатные выборы в Думу, считает эксперт: «Она остается медийной персоной. У нее неплохой потенциал в Санкт-Петербурге. Наличие собственного проекта или собственной партии поможет выиграть одномандатные выборы».
Туровский говорит, что изгнание Дмитриевой понизит рейтинги эсэров в регионе, однако для партии это не катастрофа — у группы Сергея Миронова есть свои позиции в Петербурге.
Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов согласен с Туровским: Дмитриева рассчитывает на одномандатные выборы. Однако в отличие от Туровского он полагает, что и вариант со всероссийской партией возможен. Но для его реализации придется провести очень большую работу по подбору кадров и разработке программы, а главное — выдержать сильное давление, в том числе административное.
Миронов указывает, что незаполненные ниши есть и на левом, и на правом флангах. Социал-демократическая партия в России так и не состоялась, с другой стороны, почти оголен правый фланг, нет партии, которая бы отстаивала интересы малого и среднего бизнеса: «Вот тут есть благодатная почва, но нужно действовать решительно, сильно, собрать хорошие кадры и главное — не пытаться усидеть на двух стульях: и с властью не поссориться, и электорат сохранить. Потому что электорат здесь готов поверить в новые силы, но очень быстро в доверии откажет, если увидит ложь, лицемерие или слабость».
Эксперт добавляет, что КПРФ и Дмитриевой вполне логично и правильно объединиться, однако это будет зависеть от того, насколько коммунисты не побоятся дружить с Дмитриевой: «В партии есть силы, настроенные достаточно независимо, возможно, та или иная форма союза сложится на этом уровне».
Однако высокопоставленный функционер КПРФ, секретарь ее ЦК Сергей Обухов говорит, что подобное сотрудничество с Дмитриевой не обсуждалось, а по прошлому взаимодействию остаются вопросы.
При этом без поддержки парламентской партии Дмитриевой для участия в выборах в Госдуму придется собирать подписи избирателей. Миронов допускает, что она в состоянии справиться с этой задачей, но это и грозит существенными затруднениями: «Подписи надо будет ювелирно выверять».
Стоит отметить, что у социал-демократических проектов в России традиционно сложная судьба. Попытки создания социал-демократических партий предпринимались различными политическими лидерами в 90-е годы. Приверженцами социал-демократии называли себя вице-президент России Александр Руцкой, первый мэр Москвы Гавриил Попов и его преемник Юрий Лужков.
В 2001 году попытку создания Социал-демократической партии предпринял первый президент СССР Михаил Горбачев, действовавший вместе с бывшим губернатором Самары Константином Титовым, — особых успехов партии добиться не удалось. В 2007 году она была ликвидирована Верховным судом из-за недостаточной численности.
Основная причина, судя по всему, в том, что в отличие от Европы у этих идей недостаточно мощная электоральная база. Мощные профсоюзы, унаследованные с советских времен, традиционно аффилированы с государством. К тому же на Западе социал-демократические силы с какого-то момента стала активно поддерживать и элита, видевшая в них альтернативу нарастающему коммунистическому движению.