Немцов только начинал работу над докладом, рассказывает близкий друг покойного политика, председатель регионального отделения партии РПР-ПАРНАС в Москве Илья Яшин. Именно Яшин первый после убийства рассказал журналистам об этом докладе. По его словам «Газете.Ru», последняя встреча Яшина и Немцова была посвящена только планированию этого доклада. Немцов начал его писать и готовился публиковать примерно через месяц.
«Обычно столько занимало написание его докладов. Он упомянул о том, что получил некоторые зацепки, которые позволят доказать присутствие российских солдат на территории вооруженного конфликта на Украине, в частности упомянул, что общался с родителями убитых российских солдат из Иваново, Ярославля и еще какого-то города, к сожалению, сейчас не вспомню,
— рассказывает Яшин. — Он говорил о планах командировки в Иваново. Планировал собрать материал, систематизировать его в виде доклада. К сожалению, деталей я не знаю, очевидно, что если у него и были какие-то документы, то они изъяты, следователи сразу пришли в его квартиру и офис и забрали компьютер. Поэтому, сможем ли мы восстановить эти материалы и контакты, вопрос открытый. Но буду с вами откровенен: никто сейчас этим и не занимается, по крайней мере, пока тело не будет предано земле».
Яшин говорит, что после прощания с товарищем его соратники попытаются восстановить его работу, понять направление, в котором он работал, и довести эту работу до конца, насколько это возможно.
Оппозиционный депутат Госдумы Дмитрий Гудков рассказал, как возникла идея доклада.
«В сентябре я получил ответ от Шойгу по своему запросу (глава Минобороны ответил Гудкову, что не будет комментировать конкретных людей, якобы участвовавших в войне в Донбассе, сославшись на закон о персональных данных. — «Газета.Ru»). Мне позвонил Немцов и сказал: «Дима, ты понимаешь, что это значит? Такая отписка бывает в одном характерном случае, они фактически признали присутствие войск! Если бы их не было, ответили бы по-другому. Я делаю доклад по этой теме». Я сказал Немцову, что ожидал, что в ответе Шойгу будут более содержательные вещи, но Борис ответил: «Не парься, все отлично, ответ содержательный», — вспоминает Дмитрий Гудков.
«Газета.Ru» поговорила и с политическим обозревателем «Независимой газеты» Алексеем Горбачевым, обсуждавшим доклад с Немцовым две недели назад.
«Он мне рассказал, что есть официальная версия происходящего на востоке Украины. Она гласит, что никакого оружия мы не поставляем, солдат наших там нет. Доводят эту позицию до граждан, по словам Немцова, в основном прокремлевские СМИ. Однако, если проанализировать репортажи российского ТВ, высказывания официальных лиц, найдется огромное количество несостыковок, говорил мне политик. Он обещал анализировать «все то вранье, которое льется с экранов», использовать только российские СМИ и ловить их на неточностях.
Я спрашивал про конкретные факты, он говорил, что пока конкретных фактов не было», — вспоминает Горбачев.
Сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов также сказал, что к моменту гибели была сформулирована только идея доклада. По его словам, Немцов не ездил в Донбасс во время войны: «Если бы и ездил, мне бы стало об этом известно».
Сразу после убийства Бориса Немцова в ночь на 28 февраля президент Украины Петр Порошенко рассказал о разговоре с Немцовым несколько дней назад. «Борис [Немцов] задекларировал, что должен обнародовать убедительные доказательства участия российских вооруженных сил на Украине, — заявил президент. — Кто-то очень этого боялся. Борис не боялся, а палачи боялись. Они его убили».
Однако глава оппозиционной партии «Демократический выбор» Владимир Милов (он составлял в свое время с Борисом Немцовым доклад «Путин. Итоги») прямой связи между убийством и докладом не видит.
«Не думаю, что он (доклад) как-то повлиял на что-то, — говорит Милов «Газете.Ru». — Его доклады всегда были компиляцией известных фактов».
Соратник Немцова Леонид Мартынюк, эмигрировавший в США, также был соавтором ряда докладов политика. Он считает, что следователи не могли изъять все наработки по тексту «в век электронной информации». По его словам, доказательств присутствия российской армии в Донбассе и без доклада было много: «Борис Немцов планировал их систематизировать и добавить эксклюзив. Он всегда так делал. В остальных докладах всегда было что-то новое. Владимир Милов просто не вникал в те доклады, которые были написаны без него».
Профессор МГИМО Валерий Соловей не верит в прямую связь доклада с убийством. По его словам, в тексте должно было быть что-то совершенно экстраординарное, чтобы Немцова убили именно из-за доклада.
Напомним, Минобороны России официально отрицает присутствие регулярных частей ВС РФ в Донбассе. По официальной версии, в конфликте участвуют только отдельные российские добровольцы, а вся информация о российских солдатах в зоне конфликта основана на непроверенных слухах.