КБ «Сухого» придется заново спроектировать истребитель пятого поколения Т-50 для Индии, если переговоры о создании этой машины увенчаются успехом. Об этом «Газете.Ru» сообщил представитель российского оборонно-промышленного комплекса, находящийся сейчас на переговорах в индийском Бангалоре.
Самолет Fifth Generation Fighter Aircraft должен стать экспортной модификацией российского Т-50, который планируется создать вместе с Индией в интересах индийских ВВС. Сейчас по программе создания Т-50 построено пять самолетов для ВВС России, они проходят испытания.
«Тот самолет, который летает в России, был разработан под требования российских ВВС, а требования индийских ВВС существенно отличаются от российских. Поэтому самолет придется проектировать практически с нуля. Конечно, за основу будет взят Т-50 и будут использованы те наработки, которые были получены во время его создания, но индийский истребитель будет другим самолетом», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Он пояснил, что технический облик самолета еще не определен, однако уже понятно, что большая часть электронной начинки, а также ряд систем самолета будут другими. Также индийцы обсуждают возможность оснащения этого самолета сверхзвуковой ракетой «Брамос», созданной на основе противокорабельной советской ракеты «Яхонт». Сам самолет после проектирования планируют собирать в Индии.
Представитель ОПК затруднился назвать, когда работа по проектированию нового самолета будет завершена, однако отметил, что на это уйдет несколько лет.
«До конца года мы рассчитываем этот процесс начать, а сроки завершения будут зависеть от многих факторов, в том числе от глубины расчетов, связанных с внедрением тех или иных систем, устройств и характеристик. В целом смысл этой работы заключается в том, чтобы превратить красивые 3D-картинки в чертежи и программы для станков, в том числе тех, которые будут работать в Индии. Какая часть деталей будет производиться в Индии, сейчас обсуждается», — отметил представитель ОПК.
При этом в КБ «Сухой» «Газете.Ru» сообщили, что готовы выполнить полный цикл проектирования нового самолета с учетом требований индийских ВВС, однако от детальных комментариев в КБ отказались, сославшись на закрытость информации и отсутствие принятых решений.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко пояснил «Газете.Ru», что опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию индийского истребителя пятого поколения разумнее всего организовать по образцу Су-30МКИ. Этот самолет был спроектирован специально для Индии в 1997–2001 годах.
«Там была примерно такая же ситуация — более или менее готовая платформа и по большей части абсолютно новое оборудование. ОКР Су-30МКИ стоил $300 млн и занял пять-семь лет. С тех пор доллар обесценился как минимум в пять-семь раз, соответственно, примерно так же должна возрасти и стоимость ОКР», — говорит Макиенко.
По его словам, Индия при закупках вооружений, как правило, выдвигает требование создания индивидуального технического лица, то есть глубокой кастомизации продукции. Это связано с тем, что у разных вооруженных сил разные требования к возможностям техники.
«Например, ВВС России традиционно равнодушны и даже не любят дозаправку, поэтому большинство истребителей системами дозаправки в воздухе не оснащаются. ВВС Индии, напротив, ставят эту систему на все летательные аппараты, включая вертолеты. А внедрение системы дозаправки уже требует перепроектирования всей машины», — отметил Макиенко.
Кроме того, по словам эксперта, индийские военные могут потребовать интегрировать на этот самолет БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) французского, израильского и национального индийского производства, что также будет нуждаться в дополнительных ОКР (опытно-конструкторские работы).
Глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил «Газете.Ru», что в самом радикальном случае конструкторам придется заново проектировать планер самолета. «Среди тех данных, которые обсуждались, речь шла о двухместном самолете. Это серьезные изменения, которые могут затронуть в том числе и планер. Но нужно понимать, что по большому счету самолет пятого поколения — это в первую очередь его системы и только во вторую очередь — планер. А интеграция систем — это очень трудоемкая работа», — отметил Пантелеев.
По его словам, облик самолета и его окончательный технический проект зависят в первую очередь от потребностей индийской стороны, от того, какие они захотят поставить на него ракеты и системы управления, обнаружения и связи. «Индия должна определиться, для чего им этот самолет, как они хотят его использовать. От этого уже зависит, какие придется вносить изменения в проект Т-50. Чем сложнее будут требования заказчика, тем больше времени это займет», — пояснил Пантелеев.
Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук заявил во вторник, что контракт на опытно-конструкторские работы по созданию российско-индийского самолета пятого поколения планируется заключить до конца года.
«В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолета и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — приводит слова Пунчука ТАСС.
Истребитель пятого поколения Т-50 был разработан КБ «Сухой» в 2010 году. От машин предыдущего поколения его отличают сверхманевренность, крейсерская сверхзвуковая скорость и малозаметность. Кроме России истребители пятого поколения производят США и Китай.