«В соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины кабмин принял решение о признании чрезвычайной ситуации на государственном уровне… Прошу не путать с чрезвычайным положением или военным положением. Такие решения вводятся парламентом», — объявил премьер-министр Арсений Яценюк во время выездного заседания правительства.
На всей остальной территории страны введен режим повышенной готовности. Кроме того, правительство создало государственную комиссию по чрезвычайной ситуации под руководством самого премьера. Заместителями, курирующими эту работу, будут вице-премьер Геннадий Зубко и глава Госслужбы по ЧС Сергей Бочковский.
При этом спикер Верховной рады Владимир Гройсман заявил в понедельник, что согласно решению Совета национальной безопасности страны, парламент не будет рассматривать вопрос о введении военного положения.
Режим ЧС был объявлен на фоне активизации пророссийских сепаратистов. ДНР и ЛНР, по информации «Газеты.Ru», пытаются замкнуть котел вокруг города Дебальцево, где сосредоточены силы ВСУ, а также окружают Мариуполь.
В понедельник бои шли по всему фронту. Ранее глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко пообещал взять под контроль административные границы Донецкой и Луганской областей (сейчас сепаратисты контролируют 31% их территорий). Более того, Захарченко заявил, что силы ДНР и ЛНР намерены объединиться и «выровнять фронт».
Зачем нужен режим ЧС
Режим чрезвычайной ситуации отличается от режима чрезвычайного положения и военного положения. По Кодексу гражданской защиты, ЧС вводится правительством в зонах катастроф, аварий, стихийных бедствий, в ситуациях, нарушающих нормальные условия жизнедеятельности.
После введения ЧС по закону СНБО и Рада могут внедрить режим ЧП с особым режимом передвижения по городам, запретом массовых мероприятий, комендантским часом, ограничением деятельности политических партий и СМИ, которые «могут дестабилизировать обстановку», и установлением карантинных зон.
На деле часть из этих пунктов действуют в зоне АТО с начала войны, хотя украинские власти утверждают обратное. «Никаких ограничений прав и свобод режим чрезвычайной ситуации не влечет. Он направлен в первую очередь на восстановление инфраструктуры», — цитирует Vesti.ua губернатора Донецкой области Александра Кихтенко.
В любом случае режим ЧС легализует многие инициативы в юридическом поле. Так, при помощи него можно эвакуировать население и раздавать гуманитарную помощь. Введение чрезвычайной ситуации дает широкие полномочия органам местной власти, позволяет привлечь средства госрезерва для восстановления разрушенной инфраструктуры.
Директор киевского Института трансформации общества Олег Соскин указал, что режим чрезвычайной ситуации ужесточает контроль за территориями и помогает регулировать распределение гуманитарной помощи населению.
При этом, по его словам, в Киеве не осталось представителей элиты, готовых идти на российские условия по автономизации Донбасса с пророссийскими элитами в составе Украины.
На Украине многие выступают за официальное введение военного положения, но, по словам Соскина, эта мера еще из советских времен не несет положительного эффекта. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что Киев может обойтись и без подобных формальностей.
«Если война с ДНР и ЛНР, то эта легализация стороны конфликта. А Киев видит в них террористов. Если вводить военное положение – это значит обрывать все связи с Россией и рассчитывать на военную победу.
Де-факто военное положение и так действует в зоне АТО — там жесткий режим передвижения, ограничение прав, усиление военных блокпостов и прочее. Военное положение — это риск не получить помощь МВФ, и инвесторы не придут, — объясняет Карасев. — Кроме того, президент становится главнокомандующим и принимает на себя все политические риски за войну.
Режим ЧС больше символический жест и техническое решение. ЧС скорее стихийное бедствие, там нет стороны конфликта. Это фиксация ситуации в Донецкой и Луганской областях, которые контролируются Украиной. Это мобилизация силовых структур, плюс элементы: комендантский час, ограничение передвижения».
Политконсультант ДНР Роман Манекин указывает на юридические статус, который обеспечивает ЧС: «Пока не введено ЧС, нет соответственных выплат к довольствию и существует масса ограничений. Режим ЧС развязывает руки командованию. В том числе и в отношении к гражданской администрации. Киев не вводил раньше, чтобы де-юре не быть страной с внутренним конфликтом (что препятствует вступлению в европейские структуры). Сейчас, видимо, понял, что с ДНР-ЛНР не справится. Так что терять нечего. (Для жителей зоны конфликта передвигаться по региону) сложнее некуда. Так что по факту ничего не изменится».