Начальник 12-го управления Юрий Сыч заверил «Газету.Ru», что это чисто административная мера. «Это для безопасности, если туда зайдут наши корабли, например, с ядерной силовой установкой или самолеты, чтобы (наши офицеры) там рядом были. И потом, на флоте и в авиации по штату положено небольшое подразделение», — пояснил Сыч.
При этом он подчеркнул, что размещать ядерные боеприпасы в Крыму никто не собирается. «Что касается нашей епархии, ничего мы не планируем. У нас Крым — безъядерная зона», — подчеркнул Сыч.
Правда, в декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил журналистам, что в правовом смысле Крым безъядерной зоной никогда не являлся.
«Российское государство имеет в соответствии с международным правом все основания распоряжаться своим легитимным ядерным арсеналом в соответствии со своими интересами и в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами», — сказал Лавров в день встречи с госсекретарем США Джоном Керри.
Ранее несколько американских сенаторов заявили, что Россия разместила в Крыму бомбардировщики Ту-22М3, способные нести ракеты и бомбы, оснащенные ядерной боевой частью, и тактические ракетные комплексы «Искандер-М», которые также могут стрелять баллистическими ракетами с ядерными зарядами. По мнению члена комитета по делам вооруженных сил сената США Джеймса Инофе, эти действия создают непосредственную угрозу Европе.
«Это прямое указание на то, что Путин и дальше собирается угрожать территориальной целостности своих соседей», — писал он в статье, опубликованной журналом Foreign Policy, опубликованной в сентябре прошлого года.
Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков пояснил «Газете.Ru», что в Крыму может быть воссоздана инфраструктура хранения ядерного оружия, которая существовала в советское время для обеспечения сохранности ядерных боеголовок для авиационных и морских ракет.
«Ракетный крейсер «Москва», который является флагманом Черноморского флота России, может нести ядерное оружие — это ракеты «Базальт» и «Вулкан». Кроме того, нужно предусмотреть возможность оснащения наших подводных лодок, которые будут поставлены в Севастополе, надводных кораблей, авиации, способной нести ядерное оружие. Это позволит в случае начала боевых действий оперативно развернуть там это вооружение и нанести удар. Для этого нужно иметь там соответствующую инфраструктуру», — пояснил Сивков.
Он отметил, что хранение, транспортировку и установку ядерных боеприпасов в боевую часть ракеты должно осуществлять специализированное предприятие. «В советское время такая база в Крыму была», — подчеркнул Сивков.
В пригородах Симферополя и Феодосии находились две из пяти самых первых советских баз хранения ядерных бомб, которые начали строить в начале 1950-х годов. Остальные три находились в Новгороде, Можайске и украинском Ивано-Франковске. В 1996 году вывоз ядерных боеприпасов с территории Украины и Крыма на другие базы хранения на территории России был завершен.
В свою очередь, военный эксперт Александр Гольц считает, что никакой военной необходимости в размещении ядерного оружия в Крыму нет.
«Если эта информация соответствует действительности, очень хотелось бы верить, что эти объяснения, что все это создается «на всякий случай», правдивы.
Потому что никакого военного смысла в размещении ядерного оружия на территории Крыма нет вообще. Единственное, что можно предположить, — что это могут быть крылатые ракеты на тех подводных лодках, которые могут быть направлены на Черноморский флот. Но совершенно бессмысленно размещать это оружие на кораблях, которые находятся в закрытом море. Такие лодки будут уничтожены в закрытом море в первые минуты», — пояснил Гольц.
При этом он отметил, что с сухопутной части Крыма тактическое ядерное оружие может достать только территории Турции, Болгарии и Румынии. А угрожать ядерным оружием Украине, например, чтобы охладить пыл напасть на Крым, смысла нет: украинская армия и в обычном, неядерном вооружении и так уступает российской в несколько раз.
В ноябре министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что создание «полноценной группировки войск в Крыму» является приоритетной задачей для страны.
Эксперты прогнозируют, что численность российских военных на полуострове в течение двух-трех лет возрастет с 25 тыс. человек до 40 тыс. Кроме того, там появятся новые сухопутные и десантные подразделения, современные боевые корабли и самолеты.