Как мобилизовали Грозный
По данным МВД по Чечне, в состоявшемся в Грозном марше против публикации карикатур на пророка Мухаммеда приняли участие более 1 млн человек, в числе которых и верующие из других регионов Северного Кавказа. При этом общее население республики около 1,35 млн, из них чуть больше 280 тыс. проживают в самой столице.
Первоначально было объявлено, что в акции примут участие порядка 500 тыс. человек, но накануне глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что число митингующих может превысить один миллион.
Из-за проведения митинга в Чечне был объявлен выходной день, в образовательных учреждениях отменены занятия, центральные проспекты и улицы чеченской столицы с утра были перекрыты для движения автотранспорта, не работали кафе и магазины.
«Кавказский узел» отмечает, что в последние несколько дней в республике проводилась агитация среди населения за участие в этой акции, которую власти ЧР анонсировали в прошлую среду. На следующий день муфтий Чечни провел встречу с имамами и кадиями (шариатскими судьями). Агитация за участие в митинге велась имамами в мечетях Чечни 16 января перед общей пятничной молитвой. Жителей уведомляли, что принять участие в митинге необходимо.
«Нам вчера на работе сказали, что в понедельник всем необходимо быть на месте и принять участие в акции. Каждому руководителю, как пояснил наш начальник, поручено обеспечить явку людей на этот митинг. Понятно, что там соберутся сотни тысяч человек», — рассказала «Кавказскому узлу» сотрудница одного из республиканских министерств.
В субботу глава Чечни Рамзан Кадыров провел совещание, посвященное подготовке предстоящей массовой акции в Грозном. Для участия в митинге в столицу Чечни съехались жители соседних республик. Кроме того, в Грозном до трех часов дня работало бесплатное такси.
Против западных спецслужб и за Путина
Официальным инициатором проведения акции выступило духовенство республики. С 10 часов утра демонстранты двумя колоннами прошли от площади «Минутка» до места митинга — главной площади Грозного имени Ахмата Хаджи Кадырова, на которой расположена центральная мечеть города «Сердце Чечни».
Участники акции в Грозном держали в руках плакаты с надписями «Я люблю Пророка Мухаммеда», «Мы любим Пророка», «Ислам — религия мира и созидания», «Руки прочь от нашего Пророка Мухаммеда», «Мы против карикатур», флаги Чечни и России. Собравшиеся скандировали «Мы любим тебя, о посланник Аллаха!»
На площади «Минутка» выступил Рамзан Кадыров, который назвал акцию протестом «против тех, кто поддерживает публикацию карикатур на пророка Мухаммеда»:
«Это протест против тех, кто пытается оскорбить религиозные чувства всех мусульман мира. Это протест против тех, кто сознательно разжигает всемирный пожар религиозной и межнациональной вражды».
Глава Чечни заявил, что за терактом в Париже в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo стоят западные спецслужбы, «заинтересованные вызвать новую волну пополнения рядов ИГИЛ (организация запрещена в России) тысячами обманутых молодых людей со всего света».
Он осудил авторов карикатур и политиков, оказывающих им поддержку разговорами о свободе слова, а массовый митинг против терроризма во Франции в поддержку свободы слова назвал «шоу с лозунгами в поддержку вседозволенности, ведущей к кровопролитию».
«Мы твердо заявляем, что никому и никогда не позволим безнаказанно оскорблять имя Пророка и нашу религию!» — заявил глава ЧР. И прокричал: «Аллаху акбар! Если потребуется, мы готовы умереть, чтобы остановить любого, кто думает, что можно безответственно склонять имя Пророка. Это должны четко усвоить все, кто бессовестно игнорируют мнение сотен миллионов мусульман. Мы с вами видим, что европейские журналисты и политики под фальшивыми лозунгами о свободе слова и демократии провозгласили свободу хамства, бескультурья, оскорбления религиозных чувств сотен миллионов верующих».
При этом Кадыров сказал, что российское руководство не позволит тиражировать подобные карикатуры, а мусульмане, в свою очередь, навсегда останутся надежными защитниками России.
После выступления главы ЧР в небо Грозного взмыли тысячи шаров-сердечек. Вслед за Кадыровым глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Ислаим Бердиев призвал проклинать тех, кто идет против ислама.
В манифестации приняли участие представители РПЦ, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, духовные лица из Таджикистана, арабский шейх, глава Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин.
«Мы сегодня рядом с вами и говорим нет злу, которое старается распространить Запад и внести раздор между нашими религиями», — сказал епископ Варлаам собравшимися.
До чеченского митинга акция «Ислам против терроризма» в более скромных масштабах прошла в субботу, 17 января, в Ингушетии. В ней, по официальным данным, приняли участие около 20 тыс. человек.
Акции протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда прошли и в Африке, в том числе в Мавритании, Алжире, Мали, Сенегале.
Напомним, что на улицы Парижа во время акции памяти жертв терроризма, по данным французского МВД, вышли более полутора миллионов человек.
Глобальные амбиции Кадырова
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев рассматривает Кадырова как политика, который хоть советуется и прислушивается к Москве, но в значительной степени независим.
«Все заявления Кадырова, что мусульмане никому и никогда не позволят оскорблять имя пророка Мухаммеда, — это форма позиционирования человека, которому Чечня уже мала. Он явно претендует на роль неформального лидера всех российских мусульман. Любопытно, что перед этим был митинг в Ингушетии, собрал 20 тыс. человек, — размышляет эксперт. — Кадыров демонстрирует, насколько он круче, насколько больше его возможности.
Очевидно, что ему дают карт-бланш. Очевидно, что он несменяемый. Очевидно, что он действительно лоялен лично Путину. Каковы его горизонты планирования? Эти вопросы пока повисают в воздухе».
Политолог Николай Миронов напоминает, что митинг в защиту прав мусульман не согласовали на территории Москвы и это могло быть связано с возможными конфликтами на этнической почве. Поэтому Москва де-факто позволила Кадырову артикулировать свою позицию по ситуации с карикатурами. Кроме того, многолюдными демонстрациями в Чечне Москва показывает миру потенциальную силу, которую Кремль держит в кулаке.
«Это привет европейцам, что у нас есть силы, которые мы держим в кулаке. Сила демонстрируется на фоне украинского конфликта и международной конфронтации», — говорит эксперт.
Позиции самого Кадырова в республике очень прочные, считает Миронов, и сам он лоялен федеральному центру.
Правда, другие эксперты считают, что после попытки захвата боевиками Дома печати в Грозном ситуация выглядит уже не столь стабильной.
«Я думаю, что гиперактивность Кадырова как раз и призвана снять с повестки дня вопросы о том, насколько он контролирует ситуацию в республике, которые возникли после декабрьских терактов в Грозном»,
— высказывает соответствующую версию руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
О том, что митинговая активность Кадырова может быть на руку внешней политике Москвы, говорит главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов:
«Массовые митинги помогают российским властям в их международных дебатах. Эта акция наглядно показывает мировому сообществу, что у России есть другой путь, другие взгляды и это не только демагогия, когда говорят об иных ценностях, не вписывающихся в европейскую демократию.
Но это и демонстрация влияния внутри страны. Такими массовыми мероприятиями власти Чечни хотят поднять уровень востребованности своего региона среди других регионов России. Ни один другой российский губернатор не заявит, что он соберет миллион человек».
Между тем замдиректора Института политического и военного анализа и прогнозирования Сергей Маркедонов сомневается, что митинг в Чечне действительно достиг этой численности.
«Сомнительно, что со всеми младенцами, стариками и инвалидами все вышли на митинг. Что касается других республик и желающих оттуда приехать сегодня в Грозный, тоже есть сомнения, учитывая непростые отношения Чечни с соседями, той же Ингушетией и Дагестаном», — говорит эксперт.
Как и прочие эксперты, он считает, что Кадыров, играя на настроениях людей, пытается выступить в роли лидера не только Чечни, но и гораздо больших масштабов.
«Однако пока за Кадыровым не видно идеологически оформленного проекта. Он пытается оседлать общественные настроения в своих интересах. Но нужно понимать, что его популярность имеет определенные ограничения: внутри России к Чечне по-прежнему относятся, мягко говоря, неоднозначно, да и среди соседей Чечни, учитывая пограничные споры с Ингушетией, сложности в отношениях с Дагестаном. На сегодняшний момент он все же не общемусульманский и не общекавказский лидер», — отмечает Маркедонов.