Свое заявление председатель КНР сделал, выступая на конференции Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Сегодня она переживает процесс модернизации, главным компонентом которой является ее оснащение новыми системами вооружений. «Передовое вооружение — это олицетворение современной армии и ключевая точка для опережающего развития», — подчеркнул Си Цзиньпин.
В настоящее время КНР активно занимается модернизацией своих вооруженных сил. Еще весной китайские власти объявили, что в нынешнем году расходы на оборону будут увеличены на 12,2% по сравнению с предыдущим и составят $131,3 млрд.
Хотя в последние десятилетия Поднебесная активно закупала вооружение в России, в стране немало собственных достаточно продвинутых военных разработок, хоть и созданных на основе советских и российских технологий. Растущая военная мощь КНР беспокоит Соединенные Штаты. В недавнем докладе, подготовленном комиссией по американо-китайским отношениям при конгрессе США, отмечалось, что «ударная мощь НОАК существенно увеличилась», а баллистические и корабельные ракетные комплексы обладают большим потенциалом, способны сыграть решающую роль в случае регионального конфликта и «изменить баланс региональной безопасности».
По мнению комиссии, Китай может угрожать американским военным базам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая те, которые прежде находились вне досягаемости обычных вооружений НОАК.
Авторы доклада рекомендовали увеличить присутствие ВМС США в регионе, а также создать полноценную независимую комиссию для оценки потенциальных угроз безопасности со стороны КНР.
В докладе отмечается, что Китай активно проводит модернизацию своего ядерного арсенала, который уже через пять лет сможет стать полноценным противовесом американским силам ядерного сдерживания, а это, в свою очередь, несет угрозу и для ключевого союзника Соединенных Штатов — Японии. Вашингтон беспокоит и то, что Пекин активно инвестирует в космическую отрасль и становится одной из ведущих космических держав. Авторы доклада утверждают, что Китай создает многочисленные современные высокотехнологичные спутники, которые обеспечивают поддержку ракетным системам морского базирования.
Между тем американские эксперты встревожены еще и тем, что модернизация НОАК идет не только легальным путем, но и через воровство технологий. В этом американцы не одиноки — аналогичное недовольство высказывает и российская сторона.
Несмотря на то что, по данным Рособоронэкспорта, Китай является вторым после Индии покупателем российского оружия, в правительственных кругах неоднократно выражали неудовольствие систематически практикуемой юго-восточным соседом кражей военных технологий. Именно это обусловило нежелание Москвы экспортировать в КНР современные боевые самолеты.
Дело в том, что негативный опыт у России уже был: в 1990-е годы Китаю было продано более 100 самолетов Су-27, после чего Пекин создал собственные истребители J-11 на основе российских образцов. Сегодня Поднебесная проявляет большую заинтересованность в покупке истребителей Су-35, и как раз из-за опасений, что технологии будут скопированы, эта сделка долгое время не получала одобрения руководства РФ.
В четверг глава Объединенной двигателестроительной корпорации Вячеслав Масалов заявил ТАСС, что самолеты могут быть поставлены КНР с двигателями только в штатной комплектации, без приспособления к нуждам НОАК, а модернизироваться будут лишь впоследствии, по специальному требованию китайской стороны.
Документацию Россия передавать не собирается, а без нее скопировать двигатель достаточно сложно. Известно, правда, что китайцы порой разбирают технику буквально до последнего винтика, чтобы скопировать образцы.
Однако, по словам информированного источника «Газеты.Ru», продавая оружие за рубеж, в частности в КНР, Россия всегда подстраховывается. «Есть некоторые отличия между узлами в экспортном варианте и теми, что мы делаем для себя», — говорит эксперт.
По мнению члена Ассоциации военных переводчиков Александра Перенджиева, несмотря на сближение с КНР в последнее время, в России с осторожностью подходят к сотрудничеству с этой страной в военной сфере. «Есть внешне артикулируемая позиция, что мы «друзья навек», так что мы не хотим публично демонстрировать наши проблемы, но механизмы влияния у нас существуют», — сказал Перенджиев, напомнив о возможности прекращения поставок КНР запчастей для военной техники в случае обострения отношений.
Впрочем, специалист по китайскому ВПК, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин считает «некорректными» разговоры о том, что китайцы «украли» большинство военных технологий у России, так как зачастую они закупали их у бывших советских республик, в основном на Украине.
Заимствования из России были минимальны, так как, по словам Кашина, «аппарат экспортного контроля удовлетворительно работал даже в 90-е годы»
Кашин подтверждает, что каждый проект по-прежнему рассматривается индивидуально и вместо определенных технических узлов могут передаваться другие.
В то же время эксперт отмечает, что, хотя риск военного конфликта между Россией и КНР сегодня минимален, нынешняя конфронтация Москвы с западными странами «усиливает переговорные позиции» Пекина.