Главным неудачником выборов оказалась Партия коммунистов Владимира Воронина, которая потеряла более половины своих избирателей: четыре года назад за нее отдали голоса свыше 44%, в нынешнем году результат пока не дотягивает и до 20%. Рейтинг коммунистов, которые уже были у власти в Молдавии с 2001 по 2009 год, неуклонно снижался на протяжении всего последнего года — еще в прошлом ноябре за них были готовы проголосовать половина граждан страны.
Местные эксперты объясняли тем, что более молодая часть пророссийски настроенных избирателей перетекла к двум другим политическим силам - к Партии социалистов и партии «Патриа». Обе последние активно раскручивали тему не выполненных Ворониным обещаний в бытность его президентом республики - о придании русскому языку государственного статуса и вступлении страны в Союзное государство России и Белоруссии.
В этом смысле определенный успех принесла ставка Москвы: Владимир Путин встречался и фактически поддержал лидеров социалистов, которые вели кампанию под лозунгами «Молдавию нуждается в другом пути», «Молдавия с Россией», и «Молдавия в Таможенном союзе». Помимо Путина с социалистами встречался и вице-премьер Дмитрий Рогозин, чья партия «Родина» также имеет тесные контакты с партией-тезкой «Патриа», снятой с выборов накануне голосования.
Представители «Родины» рассказывали «Газете.Ru», что в составе ее делегации на выборы в самопровозглашенных «народных республиках» на востоке Украины ездили молдавские антифашисты и члены «Патриа». Их наблюдатели выразили удовлетворение ходом избирательного процесса в ЛНР и ДНР.
Через несколько часов после голосования казалось, что социалистам и коммунистам предстоит сесть за стол переговоров и сформировать коалицию. С точки зрения программ это могло показаться не слишком сложным: обе партии выступают за более тесные связи с Россией, за присоединение к Таможенному союзу и за референдум о направлении развития страны.
Ситуация осложнялась крайне непростыми отношениями между двумя партиями: лидер социалистов Игорь Додон работал в правительстве Воронина, был членом Партии коммунистом, однако впоследствии вышел из ее состава, чтобы создать собственную политическую силу.
В любом случае ближе к утру стало ясно, что необходимости искать точки соприкосновения у левых пророссийских сил не будет: большинство мест в парламенте страны получат сторонники европейской интеграции, представленные тремя политическими силами — Либерально-демократической, Либеральной и Демократической партиями. Их представители уже заявили, что готовы к формированию коалиции.
Тем не менее коалиция едва ли будет особенно стабильной, поскольку разрыв между пророссийскими и проевропейскими силами по итогам выборов оказался минимален и, по последним данным, у западнического большинства будет буквально на несколько мест в парламенте больше, чем у их оппонентов.
Это лишний раз свидетельствует о том, что молдавское общество расколото по вопросу геополитического выбора. По ноябрьским данным Института государственной политики, если бы молдаване выбирали между Евросоюзом и Таможенным союзом с Россией, 39% проголосовали бы за ЕС и 43% за ТС. Как утверждают социологи, молдаване разочарованы в том, что проевропейская правящая коалиция не добилась успехов в реформировании системы правосудия, борьбе с коррупцией, монополиями, прозрачной приватизации ключевых активов.
В этом году Молдавия первой из стран «Восточного партнерства» получила безвизовый режим с Европейским союзом, а в июне вместе с Украиной и Грузией подписала соглашение о политической ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС.
Лидер либерал-демократов бывший премьер Влад Филат надеется, что к 2017 году Молдавия получила статус кандидата на вступление в ЕС, а в 2020 году станет его полноправным членом. Либерал-демократы отвергают любую коалицию с пророссийскими силами.
Партнер ЛДП по коалиции — Демократическая партия Мариана Лупу и бизнесмена Влада Плахотнюка, при своей проевропейской позиции они настроены более умеренно. Наиболее радикально проевропейская партия — Либеральная. Ее лидер Михай Гимпу агитирует за вступление в НАТО.
На фоне сильных противоречий внутри страны Россия наращивала экономическое и политическое давление на Молдавию, добиваясь смены политического направления страны в сторону Таможенного союза. В частности, указывая на поток дешевых товаров из ЕС через Молдавию, Россия наложила эмбарго на экспорт вина, фруктов и овощей из страны.
Активно раскручивалась и приднестровская тема. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров публично заявил, что Приднестровье имеет право решать свою судьбу, если Молдавия потеряет внеблоковый статус. В свою очередь, на встрече «большой двадцатки» в Сиднее канцлер Германии Ангелина Меркель заявила, что следующей после Украины Россия может дестабилизировать обстановку в Грузии и Молдавии.
Наконец, молдавские власти уверены, что Россия активно поощряет антиевропейские настроения среди русскоязычных этнических меньшинств (украинцы, гагаузы, болгары) с использованием СМИ, а также торговой и миграционной политики. Евразийского вектора развития придерживается блок «Выбор Молдовы — Таможенный союз» во главе с Игорем Формузалом, лидером Гагаузии, проведшей не признанный Кишиневом референдум о вступлении в ТС.
Однако у сторонников сближения с Москвой хватает своих претензий и к самим молдавским властям. Для участия в голосовании зарегистрировано около 2,7 млн избирателей, примерно 700 тыс. из них работают за границей, преимущественно в России. Оппозиционные партии обвиняли правительство в попытке помешать голосованию живущих в России избирателей.
А самый скандальный эпизод кампании — снятие с гонки третьей пророссийской партии «Патриа», которой социологи уверенно прочили место в парламенте.
26 ноября Центральная избирательная комиссия попросила апелляционный суд отменить регистрацию «Патрии» на парламентских выборах. «Патриа» во главе с 36-летним российским бизнесменом молдавского происхождения Ренато Усатым была зарегистрирована только в сентябре 2014 года и подвергалась критике со стороны официального Кишинева как «русский проект». Усатый вел хорошо финансируемую кампанию с участием российских звезд эстрады, лейтмотивом которой была борьба с коррупцией и олигархами. ЦИК сослался на информацию полиции, согласно которой «Патриа» незаконно получила €436 тыс. из-за рубежа в ходе избирательной кампании. 27 ноября Апелляционный суд утвердил запрос ЦИК.
В тот же день, 26 ноября, молдавские силовики ворвались в помещения нескольких пророссийских неправительственных организаций. Полиция задержала пять человек, подозреваемых в планировании беспорядков после выборов, и заявила о конфискации пистолетов, гранатометов и неуказанных сумм.
Власти заявили, что 15 человек, предположительно членов запрещенной пророссийской организации антифашистов, были вовлечены в заговор вместе с «Патриа». Несколько дней перед выборами в Кишиневе наблюдалось большое скопление силовиков, а в западной прессе анонсировалось возможное начало «майдана», только под пророссийскими лозунгами. Массовыми акциями протеста грозил и сам лидер «Патрии» Усатый.
Судя по итогам выборов, электорат последнего отдал голоса преимущественно за промосковских социалистов Додона, но очевидно, что некоторое количество разочарованных избирателей вовсе не пришло на избирательные участки, и это сыграло на руку проевропейским силам.