В переговорах с Ираном принимают участие представители шестерки стран — России, США, Франции, Великобритании, Китая и Германии.
Накануне поздно вечером, за несколько часов до истечения переговоров, высокопоставленный представитель США заявил, что его страна, возможно, будет настаивать на их продлении. В свою очередь, российский источник заявил ТАСС, что стороны не смогли прийти к окончательному соглашению и итоговый документ не будет согласован к сроку. «Различия в подходах пока непреодолимы», — заявил российский представитель. Он также подтвердил, что обсуждается вопрос о продлении переговоров еще на несколько месяцев.
По его словам, в понедельник должен состояться разговор президента Ирана Хасана Роухани и российского лидера Владимира Путина.
Напомним, что страны Запада призывают Тегеран отказаться от своей ядерной программы в обмен на отмену санкций, которые были введены против этой страны США и ЕС. Санкции сильно ударили по экспорту нефти и газа — главному локомотиву иранской экономики. Международное сообщество подозревает, что Иран занимается созданием ядерного оружия, хотя сами иранские власти продолжают отрицать. В случае если соглашение будет достигнуто, Иран в ответ на отмену санкций должен поставить свою ядерную программу под международный контроль, что означает обогащение урана лишь до безопасного уровня.
Если Иран вернется на газовый рынок Европы, то Соединенные Штаты могут использовать это в своих интересах — такое мнение ранее в интервью The Wall Street Journal выразил пожелавший сохранить анонимность иранский бизнесмен, консультирующий президента страны Роухани.
Однако на сегодняшний день между участниками переговоров сохраняются серьезные расхождения по ключевым пунктам — рамкам будущей ядерной программы Ирана и времени, за которое будут отменены существующие санкции. «Учитывая тот факт, что времени осталось немного, а обсудить надо еще много вопросов, уже очевидно, что согласовать текст соглашения до понедельника не удастся», — сообщил ранее агентству ISNA источник из числа представителей Ирана на переговорах.
«Мы ведем переговоры с намерением прийти к определенному соглашению. Если эта цель не будет достигнута, переговоры, несомненно, не стоит прекращать. Так что дорога на этом закончится — переговорный процесс может быть продолжен», — заявил в воскресенье глава немецкого МИДа Франк Вальтер Штайнмайер.
Выход на подписание соглашения с Ираном стал важнейшим приоритетом для администрации Барака Обамы и может помочь укреплению авторитета США на международной арене после многочисленных провалов на ближневосточном фронте. Возможной сделке с Ираном, однако, противятся в конгрессе, где большинство сегодня в руках республиканцев.
Влиятельные республиканцы уже заявили, что будут выступать против, однако в воскресном интервью Обама пообещал, что в случае, если удастся выйти на соглашение, он сможет убедить и законодателей, и американское общество, что это «необходимая вещь».
Сам президент США ранее отмечал, что и предварительные договоренности в рамках переговоров уже привели к приостановке ядерной программы.
В то же время против сделки с Ираном резко возражает союзник США — Израиль, которого не удовлетворяют условия соглашения. «Лучше никакого договора, чем плохой договор», — отметила в беседе с журналистами на прошлой неделе заместитель главы израильской дипмиссии в Москве Ольга Слов.
Хотя Иран в случае своего выхода из-под санкций сможет стать потенциальным конкурентом России на нефтяном рынке, по мнению аналитика Risk Insurance Managenment Теодора Карасика, отношения двух стран могут только укрепиться на этом фоне: «Будет ли сделка заключена сегодня или позже, это пойдет на пользу ирано-российским отношениям. Россия сможет получить и финансовую выгоду в случае, если санкции будут сняты».
Речь прежде всего о строительстве второй АЭС после Бушерской, а также о переработке на российской территории отработанного ядерного топлива.
Помощь Ирана нужна США для укрепления международной безопасности в регионе на случай возможной дестабилизации в соседнем Афганистане после ухода американских войск, а также в борьбе с исламистами в Ираке. От того, удастся ли достичь конкретных результатов, зависит многое, но сегодня, как отмечает The New York Times, «ни одна сторона не готова ни прекратить переговоры, ни объявить об их провале».
В любом случае подписание финального соглашения лишь первый шаг на длинном пути к сближению.
Между Ираном и США нет даже дипломатических отношений, которые были прерваны в 1979 году после захвата радикальными иранскими боевиками посольства США. Цель была заставить Вашингтона выдать иранского шаха, свергнутого в результате исламской революции.
США настаивает на том, чтобы иранская сторона принесла извинение за этот инцидент. Ситуация осложняется тем, что многие из тогдашних захватчиков сегодня вошли в иранскую политическую элиту.