Помимо лидеров десяти стран АСЕАН в саммите участвуют также первые лица России, КНР, Японии, США, Южной Кореи, ЕС, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Канады. Визит Барака Обамы в Мьянму — часть его турне по странам региона, растущая нестабильность которого — одна из главных тем саммита. Президент США также проведет встречу с президентом Мьянмы Тейном Сейном.
Тейн Сейн, которого сегодня на Западе именуют «реформатором», ранее был генералом и одним из руководителей правящей многие годы в стране военной хунты, называвшейся Государственным советом мира и развития.
Многие годы страной руководил военный диктатор генералиссимус Тан Шве, который вначале проводил вполне либеральные реформы, а затем, укрепив свою власть, получил практически безграничные полномочия.
После ухода Тана Шве от власти в 2011 году генералы-диктаторы, переодевшись в цивильные костюмы, провели в стране относительно свободные выборы, выпустили из тюрем политических заключенных, разрешили деятельность политических партий и ослабили цензуру. Почти сразу после этого статьи о диктаторском характере режима исчезли из американской прессы, а в страну устремились американские компании. Бедная по уровню жизни Мьянма богата полезными ископаемыми: здесь есть вся таблица Менделеева, а также запасы нефти и газа.
Америка закрывает глаза
Тем не менее, хотя сегодня положение в Бирме во много раз лучше, чем во времена диктатуры Тана Шве, американские СМИ отмечают, что руководство страны не выполнило многих реформаторских обязательств, обещанных президенту США Обаме, который впервые побывал здесь в 2012 году. Многие американские СМИ называют реформы косметическими, в корне не изменившими суть местного политического режима.
Правительство страны по-прежнему не открыло в стране офис Верховного комиссара ООН по правам человека и, хотя оно разрешило въезжать в страну некогда выброшенным из нее диссидентам, продолжает многим отказывать в визах. 1300 человек из числа политических беженцев обрели свободу, но около 30 политических заключенных по-прежнему остаются в тюрьмах.
Бараку Обаме предстоит встреча с известной диссиденткой Аун Сан Су Чжи, главой партии «Национальная лига за демократию», которая многие годы провела под домашним арестом и была выпущена после начала процесса демократизации в стране.
Встреча для Обамы будет не из приятных: Су Чжи считает, что США слишком оптимистично смотрят на процесс демократизации. На прошлой неделе она заявила, что Америка должна оказать больше давления на правительство страны. С мнением Су Чжи согласна Дженифер Квиглей, президент общественной организации «Американская кампания для Бирмы», которая занимается мониторингом защиты прав человека в этой стране:
«В Бирме демократический процесс не идет с 2012 года. Более того, мы видим откат от реформ, которые были сделаны тогда, в частности аресты журналистов, а также акты насилия против мусульман», — сказала «Газете.Ru» Квиглей.
По мнению американской правозащитницы, Обама должен «послать сигнал» руководству страны, что не будет создавать для нее никаких экономических условий без прекращения нарушений прав человека, а также конституционных изменений, которые приведут к установлению в стране настоящей демократии и межэтническому миру, говорит Квигли.
Китай страдает от демократизации
Критики политики Вашингтона в Мьянме уверены, что экономические возможности для американских компаний, которые появились после реформ 2012 года, — главный фактор, заставляющий Вашингтон закрывать глаза на нарушение прав человека в стране. После того как США разрешили американским компаниям заниматься бизнесом в Мьянме, туда хлынули десятки крупных американских компаний: в этом году сумма американских инвестиций составила $243 млн. Это не так много, но у США далекоидущие планы и одна из главных задач — вытеснить из страны китайские компании, которые с успехом вели бизнес в Мьянме много лет. Китайцев вопросы демократии не беспокоили.
Сейчас китайские инвесторы бьют тревогу: после того как генералы повернулись лицом к Западу, китайские инвестиционные проекты закрываются, а инвестиции, которые в лучшие годы составляли $12 млрд, сейчас упали до $407 млн.
Главная же головная боль для правительства страны — штат Качин на севере, вблизи границы с Китаем. Там с 2012 года идет конфликт между представителями мусульманского меньшинства и буддистами, которые составляют большинство населения страны. При этом западные обозреватели отмечают, что правительство предприняло немало усилий для переговоров с сепаратистами. Роль посредника на переговорах между конфликтующими сторонами играет Китай.
Второй очаг напряженности в стране — конфликт в Рахине на севере страны, где мусульманское население также подвергается насилию со стороны буддистов-экстремистов. Квигли уверена, что «этот вопрос должен стать приоритетом» для Барака Обамы.
Несмотря на противоречия, Китай и США будут стремиться демонстрировать взаимное расположение. Как сообщил источник газеты The Wall Street Journal, страны договорились подписать два соглашения, исключающие возможность военных конфликтов между ними.