Развал парламентского объединения «Европа за свободу и прямую демократию» вызван выходом из нее представительницы латвийской Партии зеленых и крестьян Иветы Григуле. После ее ухода во фракции остаются представители лишь семи стран ЕС, а по регламенту требуется восемь. При этом с численностью у фракции все в порядке: в нее входят 48 человек, что в два раза больше минимально допустимого количества.
«Европа за свободу и прямую демократию» — это коалиция из десяти правых политических партий, среди которых, например, Датская народная партия, Партия истинных финнов. Но большинство депутатов — выходцы из Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджела Фараджа.
Британский политик выступает за выход Великобритании из еврозоны и последнее время пользуется все большей популярностью. Согласно сентябрьскому опросу британского рейтингового агентства Comres, подготовленному для изданий The Independent on Sunday и Sunday Mirror, по популярности Фарадж опережает даже британского премьера Дэвида Кэмерона. Фарадж пользуется поддержкой 26% опрошенных, а Кэмерон — 25%.
В свою очередь российская пресса любит напоминать, что Фарадж — неизменный сторонник политики Владимира Путина. Британец действительно выражал свою поддержку российскому президенту, в частности, хвалил его за посредническую роль во время сирийского кризиса. Он также заявлял, что ЕС виноват в украинском кризисе и провоцирует «русского медведя».
Фарадж был по-настоящему взбешен ситуацией с выходом из коалиции Григуле и заявил, что Мартину Шульцу пристало руководить «банановой республикой», а не парламентом Европейского союза.
Фарадж обвиняет главу Европарламента в давлении на Григуле: по его словам, Шульц требовал от нее выйти из фракции, а в обмен предлагал возглавить делегацию в Казахстан. Для нее это важно, так как она курирует связи с постсоветским пространством в комитете по международным делам.
Гнев Фараджа можно понять: развал фракции лишает его партию государственных дотаций в размере 1 млн фунтов. Кроме того, уход Григуле произошел спустя всего несколько дней после триумфа UKIP: партии удалось провести первого за ее историю представителя в британский парламент.
Уроженка СССР Григуле — серьезная потеря для фракции. Она была заметным депутатом в парламенте ЕС и активно выступала против вступления страны в еврозону. Например, введение в Латвии евро она называла «политическим проектом, не имеющим никакого экономического обоснования».
Сама Григуле не смогла ответить на вопрос «Газеты.Ru» о причинах выхода, ее помощники сослались на занятость депутата. Григуле известна как лоббист латвийского сельского хозяйства и принадлежит к консервативной партии «Союз зеленых и крестьян», которая по итогам прошедших парламентских выборов в Латвии будет участвовать в формировании правительственной коалиции.
По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, скорее всего, именно политическая ситуация в Латвии повлияла на решение Григуле: «Поскольку эта партия сейчас претендует на большую роль при формировании латвийского правительства, то им, видимо, сказали, что поддерживать наших врагов вам не стоит», — говорит Брутер.
«Зеленые» и ультраправые — это выглядит, конечно, довольно смешно. Хотя они и правда достаточно правые и достаточно национальные. Реально они где-то по духу примыкают к евроскептикам», — говорит Брутер.
Новость о грядущем развале парламентской группы Фараджа с радостью встретили его политические оппоненты, которые поспешили заявить, что «концепция Фараджа не пользуется популярностью».
Что касается ситуации с влиянием правых в Европарламенте, Брутер не видит большой проблемы в развале коалиции Фараджа. Там достаточное число депутатов, которые могут сформировать свою группу: например, «Национальный фронт», Национал-демократическая партия Германии, а также ультранационалистическая партия «Йоббик». «Так что численных проблем я тут не вижу», — заключает эксперт.
В свою очередь представитель бельгийского евроскептика Герольфа Аннеманса заявил «Газете.Ru», что партия «Фламандский интерес» находится в «процессе формирования» собственной парламентской группы евроскептиков в рамках Европейского альянса за свободу.