Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Донбасс в особой форме

ДНР и ЛНР критикуют внесенные в Раду законы об особом статусе и амнистии

О внесении президентом Петром Порошенко законов об особом статусе и амнистии в понедельник на пресс-конференции сообщила уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко. Символично, что этот вопрос будет рассмотрен 16 сентября — в один день с ратификацией соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

Законопроект об амнистии предусматривает недопущение уголовного преследования и наказания для ополченцев, в законе они фигурируют как участники событий в Луганске и Донецке. Однако Порошенко подчеркнул: под амнистию не подпадают те, кто проходит по таким статьям, как «Умышленное убийство», «Терроризм», «Покушение на жизнь чиновника, работника правоохранительных органов, судьи», «Изнасилование», «Мародерство», «Надругательство над погибшими, над памятниками» и «целый ряд других статей, которые должны обеспечить целостность нашего государства».

Учитывая характер конфликта, под ее действие могут не подпасть очень многие.

При этом в документе говорится, что «запрещаются дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц в связи с событиями, которые имели место в Донецкой, Луганской областях».

Есть и другой немаловажный нюанс: амнистия, по-видимому, распространяется только на территорию Донецкой и Луганской областей, хотя по сепаратистским статьям дела возбуждены в Херсоне, Одессе, Харькове и других регионах. Всех проходящих по этим делам повстанцы считают политзаключенными, а киевские власти — обычными уголовниками.

Законопроект Порошенко предусматривает введение на три года «особого порядка местного самоуправления» в пределах зоны АТО и проведение 9 ноября 2014 года внеочередных местных выборов.

Отмечается, что полномочия новоизбранных депутатов местных советов и должностных лиц не могут быть досрочно прекращены. Как проводить выборы на территории, где боевые действия ведут не всегда подконтрольные вооруженные формирования, не уточняется.

Помимо политических преференций Киев пообещал и социально-экономическую поддержку Донецкой и Луганской областей. Кроме «гарантированных, несокращаемых» расходов Украина готова обеспечить Донбассу также «усиленные и углубленные» отношения с российскими регионами. Как такие отношения сочетаются с соглашением об ассоциации с ЕС — тоже под вопросом.

Наконец, востоку Украины разрешат иметь собственные «отряды народной милиции», подчиненные местной власти. По-видимому, таким образом планируется трудоустроить боевые формирования ДНР и ЛНР, хотя сепаратисты изначально рассчитывали на создание собственной армии.

В законе также имеются и положения об использовании русского языка в общественной и частной жизни, гарантии его изучения и поддержки.

Но при всех уступках Киев не готов отдать мятежникам решение вопросов международной политики и безопасности. Этот вопрос, скорее всего, вызовет много споров, ведь ополченцы требуют исключительно независимости.

«Все, кто обеспокоен относительно содержания и сути специального закона об особом статусе части Луганской и Донецкой области, вы там не найдете никакой угрозы для территориальной целостности и независимости Украины, — подчеркнул украинский президент Петр Порошенко. — Передача власти будет не больше, чем в польских гминах (волостях)».

Документ создан в развитие соглашений, подписанных 5 сентября представителями Киева, ДНР и ЛНР в Минске. Смысл «особого статуса», который постулируется в минских договоренностях, украинская власть и сепаратисты с самого начала понимали по-разному. Одно из ключевых противоречий — на какие территории распространяется спецстатус.

Ополчение считает своей всю территорию Донецкой и Луганской областей, а Киев предлагает «особый статус», ориентируясь на границы АТО, границы, которые даже сейчас, во время перемирия, подвижны».

«Сейчас идет демаркация позиций, которые занимают украинские войска и которые на сегодняшний день украинские войска не могут занять. Таким образом, несколько районов Луганской и Донецкой областей, которые занимают в целом треть территории украинского Донбасса, действительно будут иметь специальный статус», — пояснил советник Порошенко и по совместительству лидер партии его имени Юрий Луценко.

Он предложил изолировать территорию, занятую ополчением, стеной. Аналогичный план ранее предлагал губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский.

Украинский политолог Вадим Карасев полагает, что документ является компромиссным в первую очередь для Украины. В нем речь идет не о республиках, а об областях, так что сохраняется территориальная целостность страны. Для России же выгодно начать долгожданный мирный процесс, выйти из состояния «холодной войны» с Украиной и Западом. Однако самопровозглашенным республикам документ «вряд ли понравится», считает эксперт: сепаратистам придется оставить притязания на независимость и жизнь исключительно на российские дотации.

«Однако и для них есть плюсы. Донецкая и Луганская области будут иметь промышленные связи с Россией, на год отложена имплементация торгового соглашения с ЕС, так что есть время апробировать эту схему. Кроме того, республики зависят от России и по ее указке могут пойти на переговоры. Закон на данном этапе оптимальный, без похабного позорного компромисса для Киева. Это взаимовыгодное решение для всех», — считает Карасев.

По его словам, если это станет началом реального, а не «гибридного перемирия» и формирования институтов мира на востоке, то Порошенко удачно проведет октябрьские выборы в Раду. Если же условия отвергнут, то у президента появляется моральное право для возобновления АТО.

«Порошенко важно принять закон до выборов, после них в парламенте будут радикальные сторонники войны и представители батальонов нацгвардии. Сейчас же в своих креслах остаются остатки Партии регионов и коммунисты, готовые проголосовать за документ с другими «голубями», — отмечает Карасев.

Как и ожидалось, ополченцы восприняли инициативу Порошенко скептически. Более того, считают они, это лишь повод для срыва мирного урегулирования. Такой вывод сделал представитель ДНР в России Андрей Родкин, комментируя бескомпромиссные, в его представлении, заявления Киева о единой Украине и продолжающиеся артобстрелы.

«Даже такая, казалось бы, простая вещь, как гуманитарный коридор, что тоже есть в минском протоколе, не выполняется. По-видимому, внешнее давление гонит украинские власти и Петра Порошенко вперед на войну. Что же касается конкретных украинских законопроектов о статусе и об амнистии, о них верно высказался первый вице-премьер Андрей Пургин в том смысле, что для нас они неактуальны, поскольку у нас законы принимает собственный парламент.

Разумеется, все будет внимательно изучено, вероятно, республика объявит свои встречные предложения. Поиск путей урегулирования продолжится. Если ВСУ не начнет наступление», — заявил Родкин.

Новости и материалы
В ВГА Харьковской области сообщили, что украинцы стали чаще обращаться к ним
«Пари НН» и «Динамо» не выявили победителя в матче РПЛ
Скончался композитор Павел Карманов
Ученые обучили ИИ проектировать супербелки
Зарема раскритиковала «Динамо»
В Германии связали отказ Писториуса от участия в выборах с испытанием «Орешника»
«Хезболла» заявила об атаке на базу Израиля в районе порта Хайфы
В Петербурге произошел взрыв в салоне автобуса
Травмированный Овечкин избежал операции
Эксперт рассказала, как пандемия изменила привычки россиян в одежде
Среди россиян вырос спрос на новогодние букеты
Советник верховного лидера Ирана спрогнозировал исход конфликта на Украине
Психолог объяснила, почему ребенка должны воспитывать оба родителя, а не только мать
В Германии заявили о пессимистических настроениях в Киеве
Посол Мельник предрек Украине «самые сложные» восемь недель в истории
«Ливерпуль» одержал волевую победу в чемпионате Англии
В московском торговом центре произошла массовая драка
Пушилин сообщил о продвижении российских войск в Дзержинске ДНР
Все новости