Без сюрпризов
<1>
Согласно данным экзит-полов и предварительному подсчету голосов, в 29 из 30 регионов, где проходили выборы губернаторов, победа в первом же туре досталась действующим главам субъектов.
Причем некоторые получили результаты, «достойные» национальных республик. То есть немного не добрали до 100%.
И.о. губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров, по данным экзит-полов, набрал 92%, челябинский глава Борис Дубровский — 89,9%, и.о. губернатора Орловской области, коммунист Вадим Потомский — 89,6%, удмуртский глава Александр Соловьев — 89,3%, ивановский, Павел Коньков, — порядка 78%. Любопытно, что все эти «передовики» — новички на своих постах: были назначены исполняющими обязанности губернаторов после того, как их предшественники по разным причинам отправились в отставку.
Неплохо выступили и «ветераны» губернаторского цеха.
Глава Воронежской области Алексей Гордеев, по данным экзит-полов, набирал 84,4%, губернатор Кировской области Никита Белых — более 70%, Олег Королев в Липецкой области — 81%. Последний, похоже, опередил самого себя образца 2002 года: именно тогда в регионе проходили последние губернаторские выборы, на которых он получил 73,06% голосов.
Обогнал сам себя и астраханский губернатор Александр Жилкин. На предыдущих выборах в 2004 году он избрался с результатом 65,3% голосов. На сей раз по итогам обработки четверти протоколов он набрал 75,6%. Его основной соперник справоросс Олег Шеин — лишь 16,4%.
Губернатор Курской области Александр Михайлов, согласно экзит-полам, набрал более 70%. Это намного выше результата предыдущей кампании, которая проходила в регионе аж в 2000 году. Тогда курские выборы состоялись в два тура, по итогам второго Михайлов получил 55,5% голосов. Собственно, путь к победе ему расчистил местный суд, в последний момент сняв с голосования тогдашнего губернатора Александра Руцкого. Во время нынешней кампании Руцкой готовился взять реванш. Если бы замысел экс-главы Курской области удался, как минимум второй тур в регионе был бы более чем вероятен. Но Руцкой не преодолел муниципальный фильтр, а остальные оппоненты Михайлова соперниками являлись лишь на словах.
Очень высокий процент, если верить экзит-полам, получил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко — 74,5% голосов.
Это больше, чем в ходе прошлой кампании 2003 года набрала Валентина Матвиенко, победившая только во втором туре с 63,2%. Впрочем, успешное выступление Полтавченко было полностью предсказуемо: депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева, которая могла бы составить конкуренцию губернатору, не преодолела муниципальный фильтр.
Без сюрпризов прошли выборы в двух из трех субъектов, где за несколько дней до голосования, казалось, сохранялась возможность второго тура. Речь о Якутии и Красноярском крае. За три дня до выборов источники «Газеты.Ru» оценивали степень вероятности второго тура в Якутии как низкую, а в Красноярском крае — 50 на 50.
В итоге якутский глава Егор Борисов опередил своего ближайшего конкурента — выдвиженца «Гражданской платформы» Эрнста Березкина. По итогам обработки 100% протоколов избирательных комиссий у Борисова было 58,8%, у Березкина — 29,5%. Проигравший оппонент главы региона намерен оспорить результаты кампании: в Якутии зафиксирован высокий процент проголосовавших досрочно, «этот процесс был недостаточно прозрачный», а большинство граждан, которые волеизъявились до дня выборов, отдали голоса за Борисова, сообщает со ссылкой на штаб Березкина ИТАР-ТАСС.
В первом же туре, согласно предварительным данным, выиграл и.о. губернатора Красноярского края Виктор Толоконский: он набрал 63,2% голосов. 14% получил его ближайший конкурент Иван Серебряков — выдвиженец «Патриотов России», региональное отделение которых контролирует местный бизнесмен Анатолий Быков.
Результат Толоконского тем более впечатляет, что для Красноярска он «варяг» и даже в родной Новосибирской области, где он был губернатором с 2000 по 2010 год, на последних всеобщих он выборах получил меньше — 57,7%.
Наконец, еще один регион, в котором результаты кампании были неочевидны, — Республика Алтай.
Вероятность второго тура там источники «Газеты.Ru» за три дня до выборов оценивали как очень высокие. Интрига не «рассосалась», и к моменту закрытия избирательных участков. «Интерфакс» со ссылкой на источник в Москве передал, что действующий губернатор Алтая Александр Бердников, по данным экзит-полов, набирает около 60% голосов.
А вот источник, близкий к Кремлю, озвучил «Газете.Ru» другие цифры: Бердников, согласно экзит-полам, набирал 50% плюс один голос. Иначе говоря, находился на грани второго тура. Погрешность при проведении экзит-полов (если они, конечно, проведены качественно) составляет обычно 2–3% голосов.
Данные подсчета голосов на сайте республиканского избиркома показывали, что глава Алтая действительно балансирует на грани второго тура.
Около полуночи Бердников набирал 50,9% голосов, его ближайший конкурент, кандидат от «Гражданской силы» Владимир Петров, — 34,94%. По данным на 01:48, у главы республики было 51,1%, у его оппонента — 35,4%. При этом понять динамику изменений было невозможно: на сайте избиркома ни слова не говорилось о том, какое количество протоколов избирательных комиссий было обработано на тот или иной момент.
Александр Бердников встал во главе Алтая в 2005 году, когда его кандидатуру на пост главы республики предложил местному заксобранию Владимир Путин. До этого у Бердникова уже был опыт участия в губернаторских выборах — крайне неудачный. В ходе кампании 2001 года он занял пятое место, получив лишь 9,7% голосов.
Выборы десять лет спустя
Картина нынешних губернаторских выборов радикально отличается от той, что наблюдалась в тех же субъектах в начале 2000-х годов, до того как прямое голосование на выборах глав субъектов было отменено. В 17 из 30 регионов, где в это воскресенье избирали губернаторов, предыдущие кампании, проходившие в 2000–2005 годах, состоялись не в один тур, а в два. Это Республика Алтай, Калмыкия, Якутия, Алтайский, Приморский, Красноярский, Ставропольский края, Волгоградская, Ивановская, Курская, Нижегородская области, Санкт-Петербург и т.д.
«Это была совсем другая жизнь, другие правила игры, — констатирует политолог Алексей Макаркин. — В то время была слабая федеральная власть и сильные региональные элиты. Вспомнить тот же Алтайский край с Александром Суриковым во главе. Группа ребят нашла артиста Михаила Евдокимова, вложила в него немалые средства и сделала губернатором. То есть конкурентные фигуры могли появиться как из-за пределов региона, так и внутри него».
Отсутствие острой конкурентной борьбы за первое место в ходе нынешней кампании объясняется двумя причинами, говорит эксперт:
«Во-первых, по сравнению с началом двухтысячных усилилась административная вертикаль. С 2005 года, когда отменили губернаторские выборы, элиты привыкли к тому, что все решает Кремль, и поняли, что не стоит демонстрировать большую активность. Политики и партии знают: если они войдут в клинч с федеральным центром, у них возникнут проблемы».
В начале нулевых, конечно, федеральный центр тоже вмешивался в ход кампаний, но это не было нормой: «В то время чаще побеждали незапланированные кандидаты. Собственно, это и стало одной из причин для отмены губернаторских выборов».
Еще одно объяснение безальтернативности нынешних глав регионов — отстраненность избирателей, полагает Макаркин: «Люди не готовы бороться за то, чтобы кандидат X или Y были зарегистрированы, потому что считают: даже если их допустят к кампании, от этого мало что изменится».
Есть и другие аспекты, облегчающие действующим губернаторам путь к победе. Например, технологический прием в виде досрочных выборов. Если в начале нулевых «досрочки» проводились в исключительных случаях, то сейчас они стали нормой. 19 из 30 кампаний 2014 года прошли раньше запланированного срока: нынешняя политическая конъюнктура благоприятна для кандидатов от власти и неизвестно, не изменится ли она через год, а тем более через два.
К тому же президент активно пользуется возможностью назначать исполняющих обязанности губернаторов в предусмотренных законом случаях.
Получается своего рода косвенная поддержка: раз президент сделал ставку на этого политика, значит, доверяет именно ему. С учетом нынешнего уровня популярности Путина это само по себе увеличивает шанс губернатора на победу.
«Перед тем как вступил в силу закон, возвращающий губернаторские выборы, корпус глав регионов был радикально зачищен», — напоминает глава Политической экспертной группы Константин Калачев. В этом, по его мнению, одна из причин, почему выборы прошли без конкуренции за первое место. «Проблемных губернаторов осталось мало. В нынешней кампании трудности могли возникнуть только у Михайлова в Курской области и у Бердникова в Республике Алтай. Но Михайлов давно всех зачистил. У Бердникова, как показывает предварительный подсчет голосов, действительно все непросто».