«Мы разрушим и уничтожим ИГИЛ (организация запрещена в России), используя для этого подготовленную антитеррористическую стратегию», — пригрозил Обама в обращении, которое транслировалось в вечерний прайм-тайм ведущими американскими каналами. Президент подчеркнул, что США нанесут удары по террористам не только в Ираке, но и в Сирии. «Если вы угрожаете американцам, вам пощады не будет», — заявил президент.
Он напомнил о недавней публичной казни американских журналистов боевиками ИГИЛ, сказав, что группировка, в рядах которой сражаются и американцы, представляет потенциальную опасность для самой Америки.
По его словам, «небольшие группы террористов способны причинять большой вред: варвары ИГИЛ представляют опасность для народов Сирии и Ирака и, если ничего не предпринять, они будут угрожать и США».
Американский президент обратился к нации накануне визита в Сирию спецпредставителя ООН по урегулированию конфликта в этой стране. Формально американская борьба с исламистами в Сирии и встреча спецпредставителя ООН с Асадом между собой не связаны, однако, по мнению ряда экспертов, ООН выполняет роль посредника в попытке наладить диалог между Вашингтоном и Дамаском. Почву для него создает то, что президент Обама фактически помогает режиму Асада, уничтожая его врагов из ИГИЛ.
Таким образом, сейчас, возможно, действительно настал парадоксально удобный момент для мирного урегулирования в Сирии, которое формально и должно обсуждаться сегодня в Дамаске. Миру могут помочь бомбардировки США позиций радикалов.
Помимо Асада посланник ООН де Мистура собирается встретиться с представителями умеренной оппозиции, чтобы обсудить урегулирование внутрисирийского гражданского конфликта, которое его предшественник Лахдар Брахими безуспешно пытался наладить на переговорах в Женеве.
Однако, по мнению профессора Высшей школы экономики, специалиста по арабскому Востоку Леонида Исаева, конфликт в Сирии с учетом изменившихся обстоятельств уже «не решить в Женеве», так как первые встречи проходили при посредничестве России и США, отношения между которыми испорчены из-за войны на Украине.
Эксперт отмечает, что ситуация изменилась и в самой Сирии: конфликт в руках тех сил, которые уже неподконтрольны США:
«Если еще в 2011 году те, кто воевал против Асада, могли прислушаться к Белому дому, то сейчас таких сил больше нет. Но даже если гипотетически предположить, что сирийский режим сегодня сядет за стол переговоров с американским, то это все равно не решит проблему исламистов. Когда вы на протяжении трех лет называете Асада убийцей, обратного пути нет — Вашингтон никогда не сможет назвать его другом», — говорит Исаев.
Действительно, несмотря на то, что в США все чаще раздаются голоса за налаживание диалога с режимом Асада, американские власти продолжают считать его режим преступным и не желают в открытую вести с ним переговоры. В частности, госсекретарь США Джон Керри заявил в среду, что сотрудничество с Сирией и Ираном в борьбе против ИГИЛ «маловероятно».
Посредничество ООН в сирийском конфликте помогает Вашингтону, который не желает разговаривать с официальным Дамаском напрямую.
Между тем высокопоставленные представители сирийского режима ранее заявляли о готовности действовать совместно с США в борьбе с исламистами. Но глава сирийского МИДа Валид аль-Муаллем подчеркнул, что Сирия готова помочь США в борьбе с исламистами, однако американские власти для этого должны обратиться к сирийскому правительству с соответствующей просьбой. В противном случае любые боевые действия будут рассматриваться как «агрессия».
По мнению экспертов, посланник де Мистура может убедить президента Сирии не препятствовать американским бомбардировкам тех территорий Сирии, которые контролируются исламистами. Для ООН американская атака может представляться «меньшим злом», так как организация давно пытается наладить мирный диалог между умеренными повстанцами и представителями режима Асада, пишет издание Wall Street Journal.
Руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин говорит, что, хотя Асад и заинтересован в переговорах, «его разрешения никто сейчас спрашивать не будет. Спецпредставитель ООН решает этот вопрос вместо США».
Ведущий аналитик центра INEGMA в Дубае Теодор Карасик отмечает, что подобные переговоры могут уже вестись при посредничестве Иордании — союзника США, которая наладила отношения с режимом Асада в последнее время как раз из-за угрозы ИГИЛ. Стоит отметить, что в Иордании переговоры на эту тему во вторник вел госсекретарь США Джон Керри, который встретился с королем страны Абдуллой Вторым.
Леонид Исаев согласен с предположением, что переговоры с представителями сирийских властей уже идут:
«Напрямую они, понятное дело, этого делать не могут, но они осуществляют это через своих сенаторов, членов Конгресса, которые постоянно встречаются и налаживают контакты с представителями правящей партии «Баас» в Сирии. Когда американцы год назад после ситуации с химическим оружием поняли, что режим Асада им не убрать, именно с этого времени они стали завуалировано общаться с представителями сирийского режима. Причем в Сирии есть люди, которые в этом даже заинтересованы. Спецпредставитель ООН — тоже способ общения. Таким образом, Вашингтон уже общался с Ираном и продолжает сейчас», — говорит Исаев.
По словам руководителя регионального бюро Управления ООН по делам беженцев Якуб эль-Хилло, «цена конфликта столь высока, что ни одна из сторон не может заявить о своей победе».
С начала сирийского конфликта в нем погибло более 190 тыс. человек, а более 10,5 млн стали беженцами.
Создание широкой коалиции против исламистов будет обсуждаться сегодня же на встрече в Саудовской Аравии, в которой примут участие Турция, Иордания, Египет и США. Дата выбрана неслучайно: 11 сентября — очередная годовщина терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенных боевиками «Аль-Каиды (организация запрещена в России)», от которой впоследствии «отпачковалось» ИГИЛ.
Если США и другие страны смогут уничтожить исламистов ИГИЛ в Сирии, ситуация там кардинально изменится, говорят эксперты. Последствия могут быть двоякие: шансы на укрепление позиции получит и умеренная оппозиция, и режим Асада. В случае если исламистам будет нанесено чувствительное поражение, это поможет Асаду, а также его союзнику Ирану и шиитской группировке «Хезболла» восстановить контроль над утраченными в регионе позициями, отмечает Карасик из INEGMA. А это невыгодно уже самим США, так как ее арабские союзники боятся усиления Ирана.
Пользу из американской операции против ИГИЛ могла бы извлечь Россия, лидеры которой неоднократно предупреждали США об опасности угрозы исламистов в регионе.
Но не в нынешних условиях: сам Путин для США становится кем-то вроде президента Асада — «плохим парнем», который, хотя и лучше «совсем плохих», но все равно партнер не слишком надежный.