Порошенко позвонил Путину во время своей рабочей поездки в Мариуполь, передает украинская администрация. Сообщается, что президенты «продолжили координацию действий по поддержке режима прекращения огня и его эффективного мониторинга миссией ОБСЕ». Неизвестно, был ли в этот момент на Порошенко военный костюм с шевроном с изображением и надписью «укроп», в котором он позировал перед мариупольцами.
До разговора с российским коллегой Порошенко предложил горожанам и городским властям отстроить фортификационные сооружения.
По словам украинского лидера, он не исключает возможности нарушения условий перемирия повстанцами. В том, что мир чрезвычайно хрупок, уверены и в самопровозглашенных народных республиках — правда, обвиняют в этом, естественно, Киев.
На Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича Порошенко заявил, что отдал приказ обеспечить оборону Мариуполя и соблюдать режим повышенной боевой готовности, пообещав, что окруженный силами сепаратистов город «есть и будет украинским». На пресс-конференции он сообщил про артобстрел позиций украинских силовиков накануне своего визита. Ранее при обстреле в городе погиб мирный житель.
Тем временем в Киеве вовсю обсуждали слух о том, что президентский блок на осенних выборах в Верховную раду возглавит премьер-министр страны Арсений Яценюк. Позже они были опровергнуты, хотя сами переговоры о широкой коалиции, очевидно, ведутся.
«Поездка Порошенко в Мариуполь прошла в имиджевых целях, украинский лидер, таким образом, защищается от обвинений в пораженчестве, — полагает киевский политолог Вадим Карасев. — Слухи про коалицию с «партией войны» — спикером Александром Турчиновым, премьером Арсением Яценюком и главой МВД Арсеном Аваковым — вряд ли правдивы. Ведь Порошенко не может дать гарантий сохранить за ними посты после выборов».
К войне готовится не только Мариуполь. В субботу сотни запорожцев выехали копать окопы для обороны своего города. В понедельник в Херсоне мэр Владимир Николаенко пообещал укрепить границу города окопами и блиндажами.
Локальные стычки продолжаются в Донбассе и Луганской области, несмотря на то что пятницу в Минске представители украинских властей и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик подписали протокол о прекращении огня.
«В понедельник обстреливали блокпосты, за сутки один погибший и порядка 20 раненых, вот такой мир», — сказал «Газете.Ru» вице-премьер Андрей Пургин.
За минувшую ночь сепаратисты пять раз нарушили перемирие, в свою очередь, сообщили в штабе АТО.
Обмен пленными
5 сентября в Минске было решено пленных обменять «всех на всех», а вечером в пятницу стороны заявили, что обмен состоится уже в субботу. В разговоре с «Газетой.Ru» вице-премьер ДНР Андрей Пургин сказал, что обменяли около 20 человек, президент Петр Порошенко рассказал про вывод 33 солдат из котла и освобождение еще 1,2 тыс. пленных за четыре дня перемирия..
«Всего заявлено с нашей и украинской стороны 1,5 тыс., сколько будет обменено, мы не знаем. Уточняются цифры пропавших без вести, их точное число никто не знает», — уточнил Пургин.
До сих пор неясно, признают ли в Киеве пленными обвиненных по сепаратистским статьям, которых в ЛНР и ДНР считают политзаключенными.
Тем временем ООН официально подсчитало число жертв на Донбассе в ходе военного конфликта.
По оценкам Организации Объединенных Наций, с начала боевых действий в середине апреля на востоке Украины погибли 2,6 тыс. человек, 340 тыс. человек стали беженцами.
При этом обе стороны подтягивают резервы к фронту, поэтому полноценное возобновление войны может быть делом ближайших дней. Об этом говорят и полевые командиры сепаратистов, и представители нацгвардии.
Статус республик
Одна из причин возможного возобновления боевых действий состоит в том, что минское соглашение оставило в тумане ответ на главный вопрос — о статусе «народных республик». В бумагах прописан особый статус и досрочные выборы в Донецкой и Луганской областях. Однако бумагу подписали бывший президент Леонид Кучма, который в настоящее время не является официальным лицом, и два представителя ДНР и ЛНР, которые официальный Киев считает террористическими организациями. В таких условиях отказаться от подписанного протокола может любая сторона в любое время.
Вице-премьер ДНР Андрей Пургин считает, что единая Украина невозможна в сегодняшних реалиях.
«Мы движемся к независимости через особый статус, возможны договорные основы в экономическом и социокультурном плане. Возможны элементы более плотных отношений, но это все», — пояснил Пургин.
Через неделю ДНР и ЛНР могут поставить перед Киевом вопрос о независимости уже на официальном уровне, когда, как сообщил донецкий премьер Александр Захарченко, должна состояться новая встреча трехсторонней контактной группы.
«Там только начинается разговор по поводу Донецкой народной республики и Луганской народной республики. Разговор будет идти о введении особого статуса или отложенного статуса. И если это не будет принято, то протокол вообще не будет иметь силы. Это просто предварительные намерения», — заявил он.
Впрочем, украинский политолог Вадим Карасев считает слова представителей сепаратистов о независимости «блефом», поскольку Москва, по его мнению, не может содержать пострадавший регион «на иждивении».
Карасев хоть и считает перемирие хрупким, но полномасшатбной войны не ждет, по крайней мере до октябрьских выборов в Раду 26 октября, — в возобновлении боевых действий до голосования точно не заинтересован Петр Порошенко.
Но и перед российским президентом стоит своя задача — усадить европейских партнеров за стол переговоров и снизить накал вокруг санкций.
Судя по всему, Москва продолжает активные переговоры с Киевом о статусе востока Украины и вне встреч в Минске.
На фоне условного перемирия в Киев прилетел помощник российского президента Владислав Сурков для встречи с Порошенко, сообщало украинское агентство УНН. При этом официального подтверждения этой информации ни из Москвы, ни из Киева не поступало.