Израиль сообщил о плане экспроприации палестинских земель на Западном берегу реки Иордан площадью около 400 га — 4 кв. км. «Израиль застолбил почти 1000 акров (400 га) в районе поселения Эцион, недалеко от Вифлеема», — отмечает The Guardian. Это площадь, сравнимая с территорией Ватикана.
Как сообщает британское издание BBC News, таким образом израильские власти намерены отомстить за гибель трех своих подростков, которая стала поводом для нынешнего витка конфликта с движением ХАМАС.
Еще в конце июня Тель-Авив сообщил о завершении поисков трех похищенных студентов одной из местных религиозных школ. Тела подростков были найдены в пещере недалеко от Хеврона. Израильская сторона в убийстве обвинила боевиков радикальной организации ХАМАС. В конце августа они подтвердили свою причастность к произошедшему.
Тель-Авив провел масштабную операцию, арестовав в ходе нее около 400 арабов, среди которых около половины оказались активистами ХАМАС, а также более десяти палестинских парламентариев.
Как отмечает BBC News, решение Израиля «будет крупнейшей оккупацией этого государства за последние 30 лет».
Израильское министерство строительства еще в начале июня объявило тендер на постройку полутора тысяч новых домов в еврейских поселениях на палестинских территориях в ответ на примирение ФАТХ и ХАМАС.
Палестина уже обратилась к мировому сообществу с требованием «принять меры воздействия на Израиль». Пресс-секретарь палестинского лидера Махмуда Аббаса Набиль абу-Рдаинах подчеркнул, что «это решение Израиля усилит противоречия после войны в Газе».
«Мы призываем правительство Израиля изменить это решение», — заявили в Вашингтоне.
«В Москве с глубокой обеспокоенностью восприняли информацию об израильских планах аннексии земли на палестинских территориях. В случае осуществления подобные односторонние действия нанесут существенный урон перспективам палестино-израильского урегулирования, основанного, как известно, на принципе проведения границ будущего палестинского государства по линиям 1967 года с согласованными территориальными разменами, — высказались в понедельник в российском МИДе. — Призываем израильские власти пересмотреть упомянутые планы присоединения 400 гектаров на территории Палестины».
Стоит отметить, что заявления Тель-Авива прозвучали на фоне заключенного на прошлой неделе (27 августа. — «Газета.Ru») долгосрочного перемирия. Примечательно, что в ХАМАС тогда заявили, что «длительные переговоры завершились соглашением о прекращении огня, прекращении блокады, а также была достигнута договоренность о том, что требования Газы будут выполнены». Официальных заявлений Израиля после этого не последовало.
На протяжении всего августа Израиль и Палестина при посредничестве Египта неоднократно объявляли о перемирии. Однако всякий раз оно нарушалось.
«Планы о строительстве на этих землях существуют уже очень много лет.
Новость заключается только в том, что началось оформление бумаг, обсуждаются конкретные планы. Но это всего лишь часть большой программы по строительству Иерусалима. Город растет, население увеличивается. Свои планы в отношении этих земель местные власти никогда не скрывали», — рассказывает израильский политолог Бенни Брискин.
По его словам, предыдущий скандал произошел около полутора десятилетий назад по поводу района Архома: «Сейчас это большой красивый район. Сегодняшнее решение — тоже не что иное, как расширение Иерусалима. Речь идет вовсе не о поселениях, в которых люди ходят обвешанными оружием».
Однако, по мнению Брискина, решение Тель-Авива — желание не только продемонстрировать палестинцам, да и миру свою силу, но и необходимость «сыграть на чувствах нации».
«Правительство Израиля обвиняют в том, что они не добили террористов в Газе, что они оставили их у власти, хотя могли этого избежать. Все инструменты для этого были. Национальный дух израильского народа, который тогда был готов и к войне, и к расправам, и к смерти, только чтобы справиться с террористическим анклавом, сегодня пал. Есть ощущение, что победы нет. Хотя разгромили подземные туннели, взорвали ракеты, склады, убили ряд террористов. Во внутринациональном смысле это такой шаг, который демонстрирует, за кем остается последнее слово», — говорит эксперт.
В то же время это и желание показать палестинским радикалам, что террористическими актами они не смогут добиться своих целей — «запугать, прекратить строительство, подчинить своей воле».
«В советское время говорили так: выслушай следователя и сделай наоборот. Не будет военных действий — будем договариваться. А в рамках мирных переговоров могут быть любые компромиссы: то, что принято решение о строительстве, не значит, что это решение необратимое»,
— резюмирует Брискин.