Глава украинского правительства отметил, что закон о внеблоковом статусе «запрещает украинскому государству принимать решение о членстве в каких-либо других экономических, политических или военных союзах, которые противоречат основной цели Украины, а это членство в ЕС».
Внефракционный депутат Рады Владимир Сальдо затруднился оценить перспективы принятия внесенного кабмином законопроекта: «Его еще не видел никто. Мы не знаем, что конкретно там написано». По мнению парламентария, инициатива Яценюка несвоевременна. «Ставить вопрос о вступлении в НАТО нужно не сейчас, а когда на Украине восстановится мир», — говорит депутат, который расценивает новость о законопроекте как личный пиар главы кабмина.
Инициатива Яценюка появилась на фоне планов альянса расширить свое присутствие на востоке Европы, в частности в польском Щецине на Балтийском море может быть создан новый военный центр блока. Не отказываются в Брюсселе и от идеи поддержать украинскую армию. НАТО создает «четыре трастовых фонда для финансирования реформ по модернизации украинской армии», и уже несколько стран альянса объявили о первых вкладах. Об этом заявил по итогам внеплановых заседаний Совета НАТО и комиссии НАТО — Украина генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен. По его словам, формальное решение будет принято на саммите в Уэльсе 4–5 сентября. Тем не менее эксперты сходятся в том, что о полноценном членстве Украины в блоке речи не идет.
Закон о внеблоковом статусе Украины был принят в 2010 году, во время правления бывшего президента страны Виктора Януковича.
В документе, официальное название которого «О принципах внешней и внутренней политики», говорится, что Украина не участвует в военно-политических союзах, однако продолжает взаимодействие с альянсом по политическим вопросам.
До прихода к власти Януковича его предшественник Виктор Ющенко активно стремился к членству в НАТО и неоднократно обращался к руководству блока с просьбой предоставить Украине «план действий по членству в НАТО» — «дорожную карту» для вступления в НАТО. Активное желание видеть Украину в альянсе выражала администрация президента Джорджа Буша-младшего, однако после военного конфликта России и Грузии в 2008 году эта идея потеряла привлекательность, поскольку создавала бы все более нежелательные риски в отношениях с Москвой.
В частности, бывший посол США при НАТО Роберт Хантер после конфликта России и Грузии заявил, что западные страны едва ли захотят, чтобы Украина стала членом НАТО. По словам Хантера, «страны НАТО не готовы давать гарантии безопасности Украине»
Стоит отметить, что желание не пустить Украину в НАТО стало одним из столпов внешней политики Владимира Путина, о чем неоднократно говорили российские и западные эксперты.
Это было одной из причин, почему политическое руководство России стремилось продлить аренду базы ВМФ России в Севастополе: известно, что страна, на территории которой находятся базы другого государства, не может быть принята в альянс.
Впоследствии, уже после присоединения к России Крыма, Путин заявил, что одной из причин этого шага было желание, чтобы Крым не ушел в «какой-то международный военный альянс».
Военный аналитик, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц отмечает, что вопрос Крыма «прочно лишает всякой перспективы эти разговоры»: «По-видимому, решено продемонстрировать желание Украины, оказавшейся в столь сложном положении, но никаких шансов на то, что она будет принята в Североатлантический альянс, на сегодня нет.
Очень ясно прописано: любая страна, которая имеет территориальный спор, не может быть принята в НАТО».
По мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихина, хотя закон о снятии внеблокового статуса Украины может быть принят «хоть завтра», однако одного желания Украины недостаточно:
«Очевидно, что НАТО не будет принимать Украину не только сейчас, но и никогда. Во-первых, там военное положение. Во-вторых, НАТО вообще не нужен конфликт с Россией. А все эти угрозы в адрес Москвы… Запад готов оказывать помощь Киеву в виде многочисленных заявлений. Пока что никакой другой помощи Киев не получал», — говорит Храмчихин.
Политолог приводит пример с аналогичными надеждами Грузии: «Сразу после августовской войны 2008 года в Грузии местные элиты, руководство были абсолютно уверены, что максимум через год страна будет в НАТО. Прошло уже больше шести лет, и об этом даже нет речи», — говорит Храмчихин.
Один из европейских дипломатов, знакомый с планированием НАТО, хотя и напоминает, что принцип открытых дверей в альянсе никто не отменял, сомневается, что тема возможного членства Украины будет подниматься на сентябрьском саммите в Великобритании.
В киевском экспертном сообществе инициативу Яценюка склонны связывать с грядущими выборами в Верховную раду. Так, директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев уверен, что шансов принятия законопроекта никаких:
«Это предвыборный пиар на фоне ужесточения войны на Донбассе. Яценюк пытается сыграть на настроениях правой общественности, среди которой усиливается стремление в НАТО: только НАТО может «наказать Россию». При этом не учитывается, что НАТО Украину никогда не примет, тем более в нынешней ситуации. Важно получить электоральный дивиденд. Яценюку некуда деваться: без Тимошенко и без Порошенко ему будет трудно получить хорошее представительство в Верховной раде. Ему нужно уже на старте взять хороший темп».
Стоит напомнить, что на днях Яценюк вместе с группой соратников, среди которых нынешний спикер Рады Александр Турчинов и министр внутренних дел Арсен Аваков, покинул «Батькивщину» Юлии Тимошенко и, по всей видимости, будет баллотироваться в парламент самостоятельно, возможно в коалиции с Петром Порошенко и Виталием Кличко.