В значительной мере переговоры посвящены китайско-американским отношениям в военной сфере, а также ситуации по «определению стандартов поведения» в международных водах и воздушном пространстве, говорится в сообщении минобороны КНР. С американской стороны в переговорах участвует адмирал Джеймс Фогго, заместитель помощника по проведению операций ВМФ.
Туманные формулировки о «стандартах поведения» обрели ясность благодаря довольно жесткой реакции США на попытку перехвата ВВС Китая американского самолета-разведчика на прошлой неделе.
Приблизившись на близкое расстояние к самолету «Посейдон», осуществлявшему полет в международном пространстве над Южно-Китайским морем, китайский перехватчик сделал над ним несколько акробатических трюков, что потенциально могло привести к аварии.
Американские власти утверждают, что сближение могло быть опасным для обоих самолетов. Официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что поведение китайского летчика было не только «непрофессиональным, но и опасным». Подобный инцидент уже не первый, случающийся между двумя странами, однако он стал самым рискованным с 2001 года, когда китайский перехватчик J-8 попытался перехватить самолет-разведчик ВМС США, но потерпел крушение, а пилот самолета погиб. Тогда китайские власти обвинили в инциденте США.
США отмечают, что нынешний инцидент мог закончиться трагически, и намерены оказать давление на Китай, чтобы подобных действий больше не случалось. Однако, по мнению экспертов, обе стороны будут продолжать подобную тактику, так как это «отвечает характеру их отношений».
Впервые за долгое время в Белом доме решили обсудить накопившиеся противоречия в закрытом режиме на уровне высокопоставленных военных чиновников. По мнению директора Центра по изучению США имени Франклина Рузвельта Юрия Рогулева, каких-то публичных заявлений по итогам переговоров ожидать не стоит: «Ни у одной стороны нет желания обострять этот конфликт — все будет решаться техническим путем», — говорит эксперт. Он также отметил, что у США «хватает проблем, чтобы идти еще и на обострение отношений с Китаем».
Между тем инцидент, ставший поводом для встречи, произошел в Южно-Китайском море, которое вот уже несколько месяцев остается очагом напряженности между прибрежными государствами.
США ранее неоднократно выражали недовольство наращиванием военной мощи Китая в регионе.
Китай объявил часть площади над морем зоной контроля своего ПВО, что вызвало протесты других стран региона. Недоволен поведением Китая, в частности, Вьетнам, обвиняющий КНР в установке буровых вышек в своих территориальных водах. Уходящий со своего поста президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно заявил недавно, что трения между КНР и США являются «угрозой для региона». Между тем оппоненты Барака Обамы из лагеря республиканцев настаивают на том, чтобы США проявляли большую жесткость в отношениях с КНР. В недавнем интервью телеканалу Fox бывший вице-президент США Ричард Чейни отметил, что отношение США к событиям в Южно-Китайском море демонстрирует «слабость» политики Обамы, который «опасается любого применения военной силы».
Обама действительно часто выступал с примиренческими заявлениями в отношении Китая, несмотря на то что эта страна достаточно жестко проявляет себя со странами — партнерами США. В недавней беседе с председателем КНР Си Цзиньпином Обама, в частности, заявил, что хочет решать взаимные проблемы с помощью «конструктивного менеджмента».
Американские военные эксперты предполагают, что полеты китайских пилотов над Южно-Китайским морем, где присутствуют подводные лодки ВМС США, будут продолжаться, так как Китаю важно «продемонстрировать свой флаг».
Китай активно занимается строительством собственного подводного флота, который нужен для достижения определенного военного паритета с США в регионе. Командующий тихоокеанским командованием США адмирал Самюэль Локлиар заявил во время недавнего выступления в сенатском комитете по делам вооруженных сил, что Китай уже обладает «эффективными» подводными силами в регионе.
По мнению заместителя директора Института США и Канады Павла Золотарева, несмотря на то что между двумя странами существуют самые тесные экономические взаимоотношения, именно взаимная демонстрация военной мощи будет определять характер отношений между Китаем и США в ближайшей перспективе.
В свою очередь, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Петр Гваськов отмечает, что у США есть потенциальные возможности для давления на Китай в Южно-Китайском море, так как они обладают несравнимо мощной военной силой, но экономические связи важнее.
Он отметил, что страны готовятся вскоре подписать большое соглашение об инвестиционном сотрудничестве, которое даст больше возможностей для расширения взаимной торговли. «Политика — концентрированное выражение экономики», — напоминает эксперт слова лидера большевиков Владимира Ленина, наследниками которого формально провозглашает себя китайское коммунистическое руководство.