Отставки премьера Нура аль-Малики упорно добивался Вашингтон, который возлагал на него значительную долю ответственности за успехи исламистов. Главная задача нового главы правительства — остановить наступление боевиков ИГИЛ (организация запрещена в России), которые уже сегодня находятся на подступах к Багдаду и угрожают распадом всему Ираку.
Более того, они достаточно успешно действуют в Сирии против режима Башара Асада, предпринимают атаки на Ливан и готовятся к нападению на Кувейт — это исламистская организация совершенно нового по международному размаху уровня.
Новый глава правительства Хайдар аль-Абади, как и его предшественник, представитель мусульман-шиитов, которые составляют большинство населения страны. Подобно многим иракским политикам-шиитам, Абади был вынужден эмигрировать после прихода к власти в Ираке диктатора Саддама Хусейна, мусульманина-суннита, который не только преследовал шиитов, но и наложил запрет на любую оппозиционную деятельность в стране.
Аль-Абади многие годы провел в Великобритании и защитил докторскую диссертацию по инженерному делу в одном из британских университетов. Знающие его люди считают нового премьера человеком прямым, обладающим даром убеждения. Он уже заявил о необходимости объединения различных сил перед лицом общих врагов — исламистов из ИГИЛ.
Договориться с суннитами
Хотя изменение баланса сил в Ираке в пользу шиитов помогло этой стране заручиться поддержкой давнего врага — Ирана, побочным следствием стало то, что суннитское меньшинство, почувствовав себя притесненным, пошло на союз с радикальными исламистами из ИГИЛ, видя в них определенную защиту от репрессивной политики постсаддамовского правительства Ирака.
Особую опасность представляет тот факт, что в рядах исламистов воюют сегодня даже их некогда злейшие враги — высокопоставленные офицеры саддамовского режима.
Ведущий аналитик Центра военного и ближневосточного анализа INEGMA в ОАЭ Теодор Карасик считает, что новому премьеру неизбежно придется привлекать на свою сторону недовольных режимом суннитов, а также генералов армии Саддама Хуссейна, которые пошли за исламистами из-за неприязни к аль-Малики. «В каком-то смысле дело Саддама живет и побеждает,» — считает эксперт, полагающий, что вскоре можно будет наблюдать объединение региональных сил в борьбе против исламистов.
Но суннитам нужны гарантии их гражданских прав и политического представительства — это первое, над чем должен подумать аль-Абади.
Преодолеть разногласия с курдами
Новому иракскому премьеру необходимо наладить отношения с курдами, которые резко ухудшились за время премьерства аль-Малики. Сегодня Иракский Курдистан, где находится богатая нефтью провинция Киркук, де-факто объявил о своей независимости, что поставило государство на грань распада. Поддержка курдов нужна аль-Абади еще и потому, что курды обладают отлично подготовленными военизированными отрядами «пешмерга», помощь которых может быть критически важной для борьбы с исламистами.
Объединение против общего врага возможно, однако для этого нужна поддержка США: американцам курды доверяют больше, чем иракским шиитам.
Возможности для взаимодействия аль-Абади с курдами на высоком уровне еще остались. Несмотря на желание отделиться, курды окончательно не ушли из центральной власти — влиятельный курдский политик Фуад Масум в конце июля был избран президентом Ирака, этот пост «зарезервирован» за курдами. Стоит отметить что именно Масум формально назначил аль-Абади и.о. премьера.
Попросить военной помощи у американцев
США неохотно помогали оружием премьеру аль-Малики, весьма антиамерикански настроенному, и лишь в последнее время прислали в страну группу военных советников и нанесли авиаудары по позициям исламистов для освобождения загнанных в горы курдов-езидов. Теперь проблема антиамериканиста во главе правительства устранена, и одной из главных задач нового премьера станет получение более активной военной помощи со стороны США и других стран в борьбе против исламистов.
Стоит отметить, что Россия уже помогла Багдаду, отправив ему несколько боевых самолетов. Военную помощь воюющим против исламистов курдам согласилась предоставить и Франция, а также другие европейские страны.
Как отмечают эксперты, после ухода аль-Малики США могут стать более сговорчивыми в предоставлении военной помощи, и если не предоставят ее сами, то хотя бы убедят в этом третьи страны.
Убедить США в необходимости создания международной коалиции в борьбе с исламистами
США уже заявили, что не собираются осуществлять в Ираке наземную операцию. Хотя самому Обаме терять в общем-то нечего, в случае если американцам не удастся добиться в Ираке быстрой победы, это серьезно уменьшит шансы на избрание следующим президентом кого-то из его соратников по Демократической партии.
Однако все больше влиятельных экспертов говорят о возможности организации некой региональной коалиции под эгидой США для того, чтобы не допустить создания фундаменталистского государства на Ближнем Востоке.
Этому, в частности, посвящена недавняя статья для издания Boston Globe авторитетного американского дипломата, бывшего замглавы Госдепартамента США Николаса Бернса.
В Ираке США уже де-факто действуют не одни, а наряду с шиитским Ираном, однако совместными их действия назвать трудно: противоречия между странами слишком велики, чтобы идти на более тесное сотрудничество. При этом противостояние с ИГИЛ в Ираке осложняется ситуацией в Сирии, где они же составляют ядро борьбы против режима Башара Асада, ухода которого много лет требовали США.
По мнению профессора Высшей школы экономики, специалиста по арабскому востоку Леонида Исаева, хотя создание коалиции может быть логичным шагом, сделать это будет тяжело, так как в регионе у Америки «практически не осталось союзников, на которых можно опереться». Даже Израиль, который многие десятилетия остается главным союзником США в регионе, сегодня занимает «достаточно взвешенную позицию» в отношении ситуации и не спешит оказывать поддержку.
Действовать в самом Ираке США также сложно из-за того, что образ Америки в этой стране испорчен вторжением 2003 года. «США сами сделали все возможное, чтобы создать себе негативный имидж», — говорит эксперт.
Не допустить распада Ирака
Это, пожалуй, самая трудная задача, стоящая перед новым премьером, который рискует войти в историю как лидер, на глазах которого распалось некогда одно из самых могущественных государств Ближнего Востока.
Спасти Ирак можно лишь при условии, что сохранение его единства будет выгодно всем региональным игрокам, а также США: за океаном все чаще высказывают мнение о том, что, возможно, разделение Ирака на курдскую, шиитскую и суннитскую части было бы оптимальным решением.
Как отмечает глава аналитического центра Global Security.Оrg в Вашингтоне Джон Пайк, будущее единого Ирака сегодня кажется «практически безнадежным»: «Ирак уже распадается по этническим границам, и, хотя еще возможно найти общий язык с суннитскими лидерами и привлечь их на свою сторону, исламисты отлично знают это и будут планомерно уничтожать руководство суннитских кланов, чтобы этого не допустить».