По предварительным данным избирательной комиссии (подсчитано 72% бюллетеней), Эрдоган набрал более 53% голосов избирателей. Его основной соперник, единый кандидат от оппозиции, исламский теолог Экмеледдин Ихсаноглу получил 39%. Третий участник гонки, представитель прокурдской Партии мира и демократии Салахаддин Демирташ получил около 9%.
Большинство турецких и международных экспертов не сомневались в победе Эрдогана. Интрига была лишь в том, сумеет ли он победить в первом туре.
Показательными стали региональные и местные выборы, прошедшие в Турции в конце марта этого года. Партии справедливости развития (ПСР) премьера удалось сохранить свои позиции и набрать лишь немногим меньше, чем на прошлых парламентских выборах, — около 45% голосов против 49,9% в 2011 году. На руку Эрдогану сыграл и тот факт, что весной он смог сохранить в Стамбуле и Анкаре своих людей — кандидатов от ПСР Кадира Топбаша и Ибрагима Гекчека.
Турция — парламентская республика, и официально президентский пост является вторым по значению после премьерского. Сегодняшняя конституция позволяет президенту назначать главу правительства, а также председателей Верховного и Конституционного судов, но большинство политических вопросов все же остается в компетенции премьера.
Однако, как отмечают эксперты, в планах Эрдогана добиться перераспределения полномочий в свою пользу. Сделать это будет несложно, так как его Партия справедливости и развития контролирует большинство мест в парламенте.
Президент в Турции избирается на пять лет. Таким образом Эрдоган, ставший премьером в 2003 году, к концу своего первого президентского срока будет находиться у власти 16 лет. При этом он не скрывает, что в его планах оставаться во главе государства до 2024 года.
А до тех пор «президент и парламент будут решительно вести вперед Турцию», заявил он на выходе из избирательного участка, куда пришел с женой и детьми. Сторонники будущего президента встретили его слова возгласами одобрения.
Лидер умеренной исламской Партии справедливости и развития Эрдоган добился значительного улучшения экономики страны, однако его консервативная политика исламизации вызывает протесты у городских слоев и сторонников светского курса. Эрдогана критикуют за авторитарный стиль правления и разрушение светских основ турецкой республики, заложенных Кемалем Аттатюрком. Последние годы недовольство его политикой резко возросло. В 2013 году по Турции прокатились массовые протесты, поводом для которых послужили планы властей построить на месте популярного у жителей Стамбула парка Гизи торговый центр.
Пока остается неясным, какое политическое будущее ждет нынешнего президента страны Абдуллу Гюля, многолетнего соратника Эрдогана по партии, который в последнее время стал дистанцироваться от наиболее одиозных шагов Эрдогана.
Турецкие СМИ отмечают, что сам Гюль проголосовал на выборах за соперника Эрдогана Ихсаноглу.
Как полагает заведующая турецким сектором центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Наталья Ульяченко, Гюль, скорее всего, уйдет из активной политики и займет место представителя Турции в одной из международных организаций.