Остров Лишон
На вьетнамский остров Лишон можно попасть только на пароме.
Он ходит туда ежедневно, меняется лишь время отплытия.
Расположенный в Южно-Китайском море, которое вьетнамцы называют Восточным,
Лишон является самым крупным из трех островов одноименного уезда.
Мужчины здесь в основном занимаются рыбной ловлей и уходят в море на 10–15 дней, а женщины выращивают чеснок и лук, который настолько популярен, что продается даже в магазинах duty free.
Самым примечательным, что случилось с островом Лишон, была война: в 1960-х там стоял американский радар и кипела жизнь.
Попав на остров и пообщавшись с рыбаками, корреспондент «Газеты.Ru» узнал, что некоторые из них оказались не в курсе, что Советский Союз распался. А другие и вовсе не знали, что он когда-либо существовал. Зато о своих проблемах они рассказывали подробно и угощали крепкими сигаретами.
Дело в том, что одним из самых рыбных, а по иронии судьбы и одним из самых спорных мест Южно-Китайского моря являются Парасельские острова.
Рыбаки с Лишона рассказывают, что местный улов — одна из вещей помимо чеснока, за счет которой многим поколениям удавалось выживать на протяжении трех с половиной веков.
Ситуация не изменилась даже после того, как Китай, воспользовавшись войной между Северным и Южным Вьетнамом, захватил архипелаг. Однако до недавнего времени рыбаков никто не трогал, пока на них не начали нападать сторожевые суда.
А когда в Южно-Китайском море появилась китайская буровая платформа размером с футбольное поле, дела у вьетнамцев пошли совсем плохо.
Охранявшие вышку суда повадились таранить рыбаков.
Один из вьетнамцев, выглядевший явно не очень здоровым, рассказал, что провел в плену на китайском острове Хайань порядка трех месяцев.
В это время его почти не кормили и, похоже, насиловали.
Дананг
Один из главных курортных городов Вьетнама, Дананг, является по совместительству и крупным портовым центром. На верфях чинят рыболовные баркасы, в том числе и те, что принадлежат жителям Лишона. Там корреспонденту «Газеты.Ru» рассказали, что китайцы делают с мирными вьетнамскими кораблями.
Судно китайской береговой охраны, которое по размеру раза в три больше рыбацкого, врезается в него на полном ходу.
Рыбаков раскидывает по палубе, судно накреняется, палуба начинает заполняться водой. Поскольку смысла брать рыбаков на абордаж нет, китайцы забавляются такими столкновениями, пока не надоест.
О таких случаях взапой рассказывали рыбаки, которые из-за отсутствия другой работы устроились чинить свои же корабли. Другого заработка у них попросту нет, поэтому, несмотря на угрозы, они продолжают плавать к Параселам и Спратли — еще одному спорному архипелагу Южно-Китайского моря. Места там рыбные, а политические перипетии — территория оспаривается сразу шестью государствами — интересуют рыбаков в последнюю очередь. Китайцы, в свою очередь, не утруждают себя соблюдением декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, подписанной КНР, и атакуют все суда, которые проходят в непосредственной близости от необитаемых, но богатых различными ресурсами островов.
Корреспондент «Газеты.Ru» забрался по разваливающейся лестнице на борт одного из атакованных китайцами кораблей, похожего на корабль-призрак. Разбросанные сети, порванный вьетнамский флаг. В рубке царит настоящая разруха: элементы электроники и личные вещи рыбаков так и остались валяться. А за портретом Хо Ши Мина обнаружился потайной отсек с DVD-дисками — подборкой фильмов для взрослых.
Хошимин
Уже в Хошимине, который большинство вьетнамцев по старой памяти называют Сайгоном, началась конференция, посвященная юридическим аспектам размещения Китаем своей буровой платформы HD-981 в районе Парасельских островов. Она проходила в здании Дворца единства, который во времена Южного Вьетнама являлся президентским.
На нее съехались представители многих стран, имеющих интересы в Юго-Восточной Азии. Не приехали китайцы, в последний момент отказались и малайзийцы. В кулуарах конференции индийский вице-адмирал в отставке, а теперь и университетский преподаватель Анупа Сингха рассказал, что Индия проводит активную модернизацию армии и флота именно из-за угроз со стороны Китая. В качестве приоритетов военный назвал закупку оружия, в том числе у России, а также обеспечение территориальной целостности своей страны. Под конец беседы он пообещал, что если понадобится, то сам «поплывет на Тибет».
Еще более эмоциональным оказался профессор Крис Рамэн, военный аналитик и специалист в области морской безопасности, преподающий в австралийском Университете Вуллонгонга. Разговор он начал с обвинений России в крушении малайзийского Boeing. Рамэн сходу заметил, что США — главный союзник Австралии. И в случае нападения на нее третьей державы Америка сразу придет на помощь. Сама же «Австралия вмешается лишь в том случае, если произойдет что-то нехорошее». А учитывая сложные отношения с Китаем, произойти что-то, по его словам, определенно может. В целом австралийцы уповают на то, что все-таки удастся заставить Китай играть по правилам.
Наконец, парой слов удалось перекинуться с японским профессором Йамагато Хидео, который рассказал, что Японии не нравятся участившиеся конфликты между ее рыбаками и китайской береговой охраной.
По его словам, страна изменила положение конституции 1947 года о запрете участия национальных сил обороны в военных действиях за рубежом, опасаясь именно китайской угрозы.
Политолог не уверен в том, что Япония восстановит довоенную мощь, но верит в то, что китайцам чужие территории отобрать больше не удастся.
По итогам конференции специалистам удалось достичь консенсуса.
Юристы и политологи сошлись во мнении, что Вьетнаму стоит последовать примеру Филиппин и обратиться в Постоянную палата Третейского суда в Гааге, к решению которой должен будет прислушаться и Китай.