Столкновения начались около 10.30 утра по местному времени (11.30 мск). После того как Майдан начал сопротивляться «агрессии оборзевших властей», на помощь коммунальщикам и волонтерам поспешили бойцы спецбатальона «Киев-1», сформированного из бывших сотников и активистов Майдана для обороны города. Жители палаточного городка ответили нападающим летящими в их сторону кусками брусчатки и «коктейлями Молотова». Напротив выгоревшего почти дотла здания Дома профсоюзов загорелись покрышки. Со стороны Европейской площади подъехали несколько пожарных машин.
Майдан решил бороться до конца. Активисты быстро поняли, что надо делать, и принялись подносить шины к горящим баррикадам на улице Институтской. Центр Киева запылал так, как бывало в феврале.
Только отношение к Майдану у рядовых киевлян теперь совершенно другое. Во-первых, горожане устали от палаточного городка и считают, что он уже «не соответствует образу европейской столицы». Во-вторых, на Майдане уже давно небезопасно для гостей города: после того как киевляне перестали помогать активистам деньгами и продуктами, те стали относиться к туристам враждебно и подозрительно.
Наконец, в-третьих, Майдан стал главным источником криминальных сводок в Киеве.
На днях около 50 человек, вооруженных топорами, битами и пистолетами, вошли в один из ресторанов на бульваре Шевченко и «захватили» его. От администрации потребовали переоформить заведение в пользу «Самообороны Майдана». Оккупация помещения продолжалась несколько дней — до тех пор, пока активистов-преступников не «выкурили» оттуда не без использования огнестрельного оружия милиционеры и сотрудники батальона «Киев-1».
Один из бойцов-добровольцев получил огнестрельное ранение.
Эта история стала одной из последних капель, заставивших киевлян активно поддержать силовой разгон палаточного городка. «Это не Майдан уже. Это место сбора всего сброда, криминалитета, бомжей. Для меня лично Майдан закончился, когда я услышал тут из динамиков русский шансон», — делится впечатлениями 37-летний киевлянин Анатолий, предприниматель, простоявший на Майдане «весь январь и февраль».
Многие киевляне не скрывали своего отношения к активистам в палаточном городке. «Чего не идете воевать? Сволочи вы», — орала три дня назад на Майдане 52-летняя женщина. Корреспонденту «Газеты.Ru» она сказала, что надеется, что «этот бардак будет закончен, когда вернутся наши ребята с фронта и разберутся с этими сволочами».
Но сами активисты Майдана продолжают настаивать: палаточный городок нужен как напоминание властям о недопустимости произвола.
«А что изменилось? Ни одно из требований Майдана не выполнено. Как воровали — так и воруют. Как унижали Украину — так и унижают. Перезагрузки власти нет, реформ нет», — объяснял два дня назад выходец из Тернополя по имени Богдан.
По состоянию на сегодняшний день на главной площади Киева оставались жить около тысячи активистов. В Киевской госадминистрации корреспондента «Газеты.Ru» заверили, что столичная администрация «вела переговоры о мирном переезде активистов каждый день». Но безуспешно.
Сегодняшний конфликт начался с того, что сначала работники мэрии попросили активистов убрать палатки, но представители «Самообороны Майдана» отказались это делать. Активисты Майдана уверены, что сегодня площадь будет зачищена. «На Майдане много милиции, люди в балаклавах и коммунальные службы — планируют зачистить всю территорию», — комментируют ситуацию в Раде. В некоторых палатках Майдана начались обыски.
А пока в центре города обострение, простые киевляне полагают, что сейчас лучше воздержаться от поездок в метро и вообще в центр города. «Не поеду сегодня домой на метро. Вызову такси. Так в нашем офисе все на сегодня решили, кто без машины», — рассказывает 29-летняя сотрудница транспортной фирмы Людмила.
Станция метро «Майдан Незалежности» в Киеве уже не работает на выход. Батальон «Киев-1» отступил, но шины продолжают гореть. Милиции удалось арестовать несколько активистов. Неподалеку дежурят автомобили скорой помощи и несколько автозаков.
Директор Института практической политики Богдан Бабич говорит, что Майдан уже давно раздражает киевлян: настоящие его герои давно ушли на фронт. «Это точка раздражения, которую хотят убрать. Поэтому силовой вариант вполне возможен», — объясняет он.
Политический обозреватель портала Liga.net Сергей Высоцкий придерживается схожего мнения. «Все реальные комбаты-добровольцы, в прошлом самообороновцы, говорят, что нынешний Майдан позорит память о нашей героической зиме. То есть если добровольческий батальон «Киев-1» пришел разогнать «алкосотню», я уж точно не буду протестовать», — заключает он.