Сегодня в ходе публичных слушаний Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге вынес решение по иску Грузии к России по делу о массовой депортации грузинских граждан.
Иск был подан Грузией еще в марте 2007 года, а процесс начался два года спустя. Тбилиси обвинял Россию в «произвольных арестах и массовой депортации во время антигрузинской кампании в 2006–2007 годах»: в ответ на задержание в сентябре 2006 года пятерых российских военнослужащих на территории Грузии Москва начала тотальную проверку легального статуса грузинских граждан, проживающих на территории России. Тогда же было прервано все транспортное сообщение с Грузией, а часть персонала российского посольства в Тбилиси эвакуирована.
В Грузии уверены: «реакция российских властей на этот инцидент свидетельствует об административной практике официальных властей, которая влечет за собой характерные и продолжительные нарушения европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее протоколов». В иске, в частности, указывается, что по меньшей мере 2380 граждан Грузии при высылке на родину «содержались в плохих условиях».
ЕСПЧ признал иск Грузии против России допустимым 30 июня 2009 года и передал его Большой палате суда. Дело рассматривалось семью судьями, среди которых были представители обеих сторон. В итоге доводы грузинской стороны были признаны убедительными.
Суд постановил, что Россия нарушила статью 3, запрещающую пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение; статью 5, говорящую о праве на свободу и личную неприкосновенность; статью 13 — о праве на эффективное средство правовой защиты и статью 4, запрещающую коллективную высылку иностранцев. У сторон будет год, чтобы представить свои позиции по поводу выплаты компенсации и сообщить суду о возможном мировом соглашении.
«Найти в этом вердикте что-то, что будет достойно хоть какого-то внимания на фоне событий на Украине, удастся вряд ли. Тем более что зачастую подобные дела — не элемент реального становления демократических процессов, а все же часть международной политики, элемент вмешательства», — говорит глава отдела Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев.
«Тут нужно в первую очередь понимать политическую мотивированность таких дел, — продолжает эксперт. — Вопрос не в том, что заявлено, а в том, как это будет интерпретировано. Причем не только Грузией, у которой свои интересы, но и рядом глав стран ЕС и США. Для Вашингтона, учитывая его позицию в связи с событиями на Украине, это может станет неплохим, очередным элементом давления на Москву через Тбилиси», — продолжает эксперт.
С ним согласен и директор Института стран СНГ Константин Затулин: «История с событиями восьмилетней давности после 2008 года, после последних событий на Украине вообще выглядит анахронизмом». При этом, напоминает Евсеев, этот вердикт нельзя рассматривать и отдельно от усиления в Грузии внутриполитической борьбы.
Последние выборы в органы местного самоуправления, прошедшие в стране 15 июня, показали, что в последнее время позиции правящей коалиции «Грузинская мечта», сменившей в 2012 году «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили, ослабли.
«Партия «Грузинская мечта» потерпела некоторое поражение, в какой-то степени усиливаются сегодня позиции националистов. И уж им поспекулировать на теме России очень выгодно. Хотя те, кто сегодня у руля, всячески старались в последнее время в своих заявлениях в адрес Москвы быть предельно осторожными», — отмечает Евсеев.
В начале марта премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, комментируя события на Украине, поддержал целостность страны, однако роль России в происходящем не затронул. «Наше правительство проводит конструктивную политику в отношении России, и это оценили в США и Европе даже на фоне ситуации вокруг Украины… Мы должны занимать прагматичную и умную позицию по всем вопросам», — подчеркнул премьер.
Ранее в МИД Грузии Россию призвали «начать прямые переговоры с властями Украины и сотрудничать с международным сообществом». Немного резче в своих оценках был президент страны Георгий Маргвелашвили, однако представители ЕНД и его обвинили в «мягкотелости» по отношению к Москве.
«Конечно же, нынешние грузинские власти — это не власти времен Грузии Саакашвили, но и сейчас в руководстве очень разные люди, которые порой диаметрально противоположно смотрят на отношения с Москвой. По сути, нынешние власти остаются по преимуществу связанными с Западом политически и вряд ли могут выбраться из этой колеи, которая построена за многие годы грузинской независимости. Одно дело, например, Иванишвили (Бидзина Иванишвили, бывший премьер-министр страны. – «Газета.Ru»), который практически уже отошел от дел, другое дело его соратники. Сегодня же им не остается ничего, как только приспосабливаться. А учитывая общую антироссийскую политику Запада на фоне Украины, они остаются в плену собственной концепции — «европейского вектора Грузии», — заключает Евсеев.
Как раз накануне оглашения вердикта в ЕСПЧ Россия и Грузия обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества. Встреча прошла в Тбилиси в рамках программы содействия грузино-российскому диалогу, которая осуществляется при поддержке правительства Швейцарии. А уже на следующей неделе, 9 июля, в Праге встретятся спецпредставитель грузинского премьера Зураб Абашидзе и замглавы МИД РФ Григорий Карасин, а 7 июля состоится экспертная встреча по торгово-экономическим вопросам между двумя странами. Главной темой переговоров станут изменения экономического сотрудничества Москвы и Тбилиси после вступившего в силу 27 июня соглашения об ассоциации Грузии с ЕС.