После многочисленных попыток правящей Либерально-демократической партии поменять 9-ю статью конституции, в которой говорится, что Япония не может создавать собственные вооруженные силы, кабинет Абэ пошел другим путем.
Он обратился к помощи правительственных юристов, которые подготовили новую трактовку этой статьи основного закона Страны восходящего солнца.
С 1947 года конституция запрещала ей участвовать в каких бы то ни было военных конфликтах и иметь собственную регулярную армию. Однако принятая до последнего времени трактовка 9-й статьи предполагала, что Япония как член ООН имеет право на оборону. Это позволило Токио в 1954 году все же воссоздать ограниченный военный потенциал в виде сил самообороны, которые существуют пока в условиях законодательных ограничений.
В одобренной кабинетом Абэ резолюции с новым юридическим толкованием конституции допускается использование сил самообороны за пределами японской территории для защиты союзников от нападения общего врага. При этом оговаривается, что при этом должна существовать и угроза японскому государству. Так, к примеру, Токио сможет прийти на помощь Вашингтону, если американские вооруженные силы подвергнутся нападению со стороны КНДР. На специально созванной пресс-конференции
премьер отметил, что речь об участии японских военнослужащих в вооруженных конфликтах за рубежом не идет.
«Этот вопрос не обсуждается», — подчеркнул премьер.
Ожидается, что новая интерпретация 9-й статьи конституции будет утверждена парламентом, где большинством располагает правящая коалиция Либерально-демократической партии премьера и ее союзницы, буддистской «Новой Комэйто».
Абэ давно ратует за расширение полномочий сил самообороны и неоднократно заявлял, что это необходимая мера в условиях меняющихся подходов к международной безопасности.
По оценкам Стокгольмского института защиты мира, Япония обладает пятым по величине военным бюджетом в мире — $59 млрд.%
Так, авиация сил самообороны располагает 769 самолетами, половина из которых — боевые машины различных типов. «Несмотря на то что у нее нет ядерных ракет, Япония имеет самый мощный флот в регионе», — отмечает американский военный эксперт Джон Пайк из Global Security.org.
На пресс-конференции в Токио Абэ заявил, что изменение статуса сил самообороны расширит возможности Японии по участию в миротворческих миссиях ООН, а также позволит усилить военное сотрудничество с США.
«Американцы этот курс Японии приветствуют. Вашингтон уверен, что Токио должен нести серьезное бремя по обеспечению стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это будет способствовать и усилению японско-американского военного союза. Япония является ключевым военно-стратегическим партнером Соединенных Штатов, — говорит руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Решение кабинета министров лежит в русле общего курса нынешнего премьера во внешней политике».
По словам Кистанова, Абэ выступает за усиление политической роли Токио на международной арене: «Он считает, что пора освободиться от тех ограничений, что накладывает на Японию нынешняя так называемая мирная конституция, которая, по его мнению, была в свое время навязана Японии американцами».
Эксперт рассказывает, что в последнее время глава правящей коалиции активно занимается усилением военного потенциала страны. Именно при Абэ в декабре 2013 года были пересмотрены программа национальной обороны и среднесрочная программа развития вооруженных сил на 2014–2017 годы. «Суть документов — укрепить вооруженные силы Японии как с количественной, так и с качественной точки зрения. На это направлено и его решение отказаться от запрета на экспорт вооружений. Такой добровольный запрет существовал в Японии еще с 1960-х годов, но Абэ его снял», — рассказывает Кистанов.
Однако действия Абэ, которого в западной прессе называют ястребом, не нравятся многим японцам, считающим, что меры по повышению статуса сил самообороны ведут общество к ненужной конфронтации. По мнению японского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Кендзабуро Оэ, участие в «коллективной самообороне» — это «прямое участие в войне».
На улицах Токио проходят многотысячные акции протеста против новой трактовки 9-й статьи конституции. Один из демонстрантов даже попытался совершить акт самосожжения.
По данным опроса, проведенного в апреле влиятельной японской газетой «Асахи синбун», против расширения полномочий сил самообороны тогда выступали 63% граждан страны. Правда, сегодня, согласно последнему опросу агентства «Киодо Цусин», мнения респондентов разделились почти пополам: 45,4% выступают против участия Японии в «коллективной обороне» союзников, 47,7% поддерживают это решение.
По мнению Джона Пайка из Global Security.org, сферой применения японских сил может быть пространство Восточно-Азиатского региона. Особенно этого опасается Китай, где изменения в японской оборонной доктрине были восприняты негативно. «КНР возражает против планов Японии проводить свою политику путем попыток фабрикации исходящей из Китая угрозы», — заявил во вторник представитель китайского военного ведомства.