Премьер аль-Малики, который занимает свой пост с 2006 года, находится в сложном положении: многие иракские и западные лидеры требуют от него срочного формирования коалиционного правительства. Аль-Малики идею отвергает, называя ее нарушением конституции.
Несколько парламентских партий Ирака объединились в коалицию против премьера и ищут кандидата ему на замену. Не скрывают своего недовольства аль-Малики и в странах Запада. Открыто его отставки не требуют только США. Хотя на прошлой неделе во время турне по Ближнему Востоку госсекретарь Джон Керри не исключил, что проживающие в Ираке сунниты, курды и шииты смогут «выбрать руководство, которое может представлять всех иракцев». Вашингтон объяснил свою позицию тем, что аль-Малики демонстрирует полное нежелание договариваться с другими группами населения, живущими в стране.
По мнению экспертов, главная причина неудач аль-Малики — неспособность привлечь к руководству страной мусульман-суннитов, которые составляли политическую элиту страны при свергнутом президенте Садаме Хуссейне. Сам аль-Малики все это время опирался на шиитское большинство и свой ближний круг подбирал по принципу личной преданности.
Ухода аль-Малики уже потребовал влиятельный шиитский лидер аятолла Али Систани. По мнению ведущего эксперта центра INEGMA в Дубае Теодора Карасика, отставка нынешнего премьера является лишь делом времени.
Американцы пока не определились, кого они хотели бы видеть во главе Ирака, но, по информации New York Times, в числе потенциальных кандидатов такая противоречивая фигура, как Ахмед Чаляби. Он был первым руководителем постсаддамовского Ирака и в свое время находился на зарплате у ЦРУ.
С 2005 по 2006 год он занимал пост премьера, а сейчас является депутатом иракского парламента. Его кандидатуру поддерживают сторонники еще одного влиятельного шиитского клерика Муктады аль-Садра. Второй кандидат в их обойме — шиит, бывший вице-президент страны Адель Абдул Махди.
По мнению специалиста по Ближнему Востоку, координатора экспертного центра Mir Initiative Эрнеста Султанова, у Ирака есть три варианта возможной правительственной коалиции. Первый — с участием суннитского меньшинства, второй вариант предполагает, что правительство шиитов установит жесткий режим, который мог бы объединить Ирак с применением силы. И третий — дальнейшая деградация Ирака как государства.
По мнению Султанова, если премьером страны станет Чаляби, деградация неминуема. «Он является одним из плохих вариантов. Это новый вариант аль-Малики, человек неоткуда, которого никто не уважает», — говорит эксперт.
В то же время старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов считает, что, хотя формировать новое правительство необходимо, в нынешней ситуации спешить с этим не следует.
«Когда идет внешняя агрессия, смена правительства ведет еще к большему ослаблению государства и невозможности противостоять внешним силам», — сказал Долгов.
В настоящее время бои между правительственными силами и джихадистами из «Исламского государства Ирака и Леванта» (организация запрещена в России) идут полным ходом. Боевики берут город за городом и проводят показательные казни представителей местной власти и населения, которые отказываются подчиняться.
США, хотя и усиливают военное присутствие в Персидском заливе, но не спешат применять силу. В понедельник в Ирак направилась группа из 300 военных специалистов. По словам официального представителя Пентагона адмирала Джона Кирби, американские военные будут охранять посольства США и аэропорт в Багдаде.
В Ираке находятся и иранские военные, которые помогают режиму аль-Малики, однако сотрудничать с американцами они готовы лишь на словах. При этом с начинала наступления исламистов их риторика резко изменилась. «Происшедшее в Ираке — результат внешнего вмешательства, а также проект внешнеполитического планирования Соединенных Штатов. Американцы хотят создать новую Украину», — охарактеризовал действия США замминистра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан.
Большинство американских экспертов полагают, что желания вмешиваться в иракский конфликт у президента США нет. В свое время завершение вооруженного конфликта в Ираке стало наряду с борьбой с экономической рецессией одной из основных тем его предвыборной кампании. Сегодня же иракский вопрос оказался одной из причин резкого падения его рейтинга.
«Обама будет проклят, если сделает это, и будет проклят, если не сделает», — пишет обозреватель издания Washington Post Пол Волдман. Стоит отметить, что сам Обама, будучи сенатором, в свое время голосовал против войны в Ираке, называя ее глупой.
По мнению ряда политологов, корни сегодняшнего конфликта в Ираке лежат во вторжении в эту страну США в 2003 году и свержении светского, но авторитарного правителя Cаддама Хусейна, что активизировало многочисленные внутренние конфликты между шиитами, суннитами и курдами.
В Ираке была установлена оккупационная администрация под руководством американского дипломата Пола Бремера, которая через год сдала управление и.о. президента демократического Ирака Гази Машалю Аджилю аль-Яверу. После проведения первых свободных выборов в стране в 2005 году временным премьером страны стал бывший эмигрант Ахмед Чаляби, однако он пробыл в должности всего год. К тому времени наблюдатели заговорили о становлении в Ираке террористического подполья, костяк которого составили соперничающие суннитские и шиитские радикалы, а с 2006 года — о полноценной гражданской войне.
Именно в это время на пост премьер-министра страны заступил Нури аль-Малики. И если поначалу его кандидатура устраивала практически всех (шиитов, суннитов, курдов и американцев), то позже стало возникать все больше разногласий. В 2012 году в Ираке был принят закон о борьбе с терроризмом, который стал широко применяться властями против суннитов, недовольных действиями правительства аль-Малики, а весной следующего года в знак протеста в отставку ушли несколько министров его кабинета. На протяжении 2013 года протестные настроения в суннитских провинциях все чаще выливались в открытое вооруженное противостояние с шиитским правительством.
Этим, а также войной в соседней Сирии воспользовалась группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», перейдя от отдельных терактов в масштабное наступление на Ирак. Всего за период с 2003 по 2013 год в Ираке произошло более 31 тыс. терактов, жертвами которых стали почти 13 тыс. человек.